63

Небольшой рассказ о Византии. (ПооЖААлууйстАА очень нужно)

06 июля 2022

Небольшой рассказ о Византии. (ПооЖААлууйстАА очень нужно)

категория: история



58

Рассказы о Византии в памятниках Руси неоднородны. Они спорадичны в литературно-риторических произведениях ( «Слово о полку Игореве» , «Александрия», Житие Александра Невского, Слово Даниила Заточника), систематичны, но тематически ограничены в летописях (сведения о походах на Царьград, о брачных посольствах и т.п.), и лишь в сочинениях, так или иначе восходящих к византийским оригиналам или византийской действительности ( «Девгеыево деяние» , «Повесть о взятии Царьграда» , «Хождение игумена Даниила» и т.п.), византийский материал оказывается в центре повествования. Византия называется в древнерусских текстах «Греческой землей», а ее столица — Царьградом или Цесароградом, иногда — Костянтинградом (или «Град Костянтип»). Древнерусской этнонимии не свойственно принятое в Византии отождествление византийцев с римлянами — «ромеями»: в «Александрии» отмечается различие в языке «римлян» и греков, «римляне» идентифицируются с латинянами в Житии Александра Невского, называемыми обычно «фрязями». Вместе с тем византийская история в глазах русского агиографа становится в том же житии основой периодизации всемирно-исторического процесса (в начале своем основанного на библейской традиции). Антикизйрованные свидетельства в древнерусских, даже переводных, памятниках составляют в целом сравнительно небольшой элемент. Основное место в исторических повествованиях о Византии занимают сведения о поездках и походах киевских князей —легендарных и исторических, на Царьград, завершавшихся, как правило, получением дани. В Повести временных лет последовательно сообщается о походах Кия, Аскольда и Дира, затем — Олега на Царьград, о посольстве Ольги в Константинополь, походах Святослава на Дунайские провинции, на Византию, о посольстве от князя Владимира с целями «выбора веры». Византийские подарки выполняли и превентивные функции. Автор «Слова о погибели земли Русской» так повествует о взаимоотношениях Владимира Мономаха и Мануила I Комнина: «И ш-ор Мануил цесарегородскыи опас имЬя, поне и великыя дары посылаше к нему, абы под ним великыи князь Володкмер Цесаря-города не взял». Вместе с тем получение византийских даров рассматривалось древним автором как знак правоверности героев, как, например, в «Повести о разорении Рязани Батыем»: Борис и Глеб «ко греческим царем велику любовь имуша, и дары у нихъ многи взимаша» .

Знаете ответ?


Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее...