Информационная речь-речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира. В классификации Аристотеля такой речи нет, так как он трактовал риторику как способность находить фозможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Сегодня, однако, следует признать информационную речь одной из самых распространенных в человеческом общении. Среди информационных речей выделяются две большие смысловые разновидности. К первой относятся речи, имеющие целью передачу новой для слушателя объективной информации. Ко второй-речи, в которых оратор считает необходимым проинформирвоать слушателей о своей точке зрения. Интересной разновидностью информационной речи этого вида является «провокационная речь"-это особый тип речи, расчитанный внутренне на получение некоторой ответной информации. Иными словами, оратор сообщает об определенном своем отношении к предмету или рассказывает о некоторых фактах, имея в качестве сверхзадачи получение от адресата, который тот в другом случае вряд ли захотел бы сообщить. «Ты не сможешь выиграть этот матч"- «Нет, смогу. Я прошел серию тренировок с особыми нагрузками и нахожусь сейчас в очень хорошей спортивной форме» . Как видно из этого примера провокационная речь (первая реплика) имеет вид первичного жанра. Таким образом, предмет информационной речи-все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты. Тезис информационной речи-это суждение, предактивная часть которого содержит новую информацию о предмете. Основной принцип построения информационной речи-последовательное и ясное изложение содержания. Для большинства информационных жанров (особенно это касается для деловой речи) именно новизна и полезность информации является тем стержнем, который поддерживает интерес и внимание слушателей и не требует специальных приемов возбуждения интереса.