I. Формулировка темы (проблемы) исходного текста: «Автор текста рассказывает нам о … » «Данный текст посвящен теме/проблеме … » «В тексте рассказывается/доказывается, описывается о … » «В тексе автор ставит/затрагивает проблему… » «Сущность проблемы текста сводится к … » «В тексте представлена точка зрения автора на… » «В тексе автор касается следующих вопросов/останавливается на следующих проблемах … » II. Комментарии к теме «Актуальность данной темы не вызывает сомнений /очевидна/бесспорна) … » «Тема, затронутая автором в тексте, представляется/кажется очень важной/актуальной, злободневной, животрепещущей … » «Бесспорно, тема текста важна/актуальна/волнует многих/не оставляет никого равнодушным/представляется очень серьезной/вызывает споры и дискуссии/неоднозначна, так как… » III. Отражение позиции автора текста «Автор убедительно доказывает/приводит пример того, кто убежден/отмечает/приходит у выводу о том, что… » «По мнению автора/с позиции автора/ с точки зрения автора … » Позиция автора по данному вопросу может быть сформулирована следующим образом… «Авторские рассуждения приводят автора к мысли о том, что … » IV. Иллюстрирование автором своих позиций «Автор иллюстрирует свою мысль/свое мнение. Это положение, приводя пример того как … » «В качестве примера/аргумента/доказательства автор использует … » «Автор приводит пример того как … » «Автор объясняет это тем, что/видит причину этого в том, что/ссылается на… » V. Выражение своего мнения а) выражение согласия/несогласия с автором «Я разделяю точку зрения автора на/придерживаюсь того же мнения/согласна с автором в оценке… » «Трудно/нельзя не согласиться с автором текста в том, что … » «Мне близка позиция автора тем, что … » «Позиция автора не вызывает никаких возражений … » «Автор, на мой взгляд, упускает из виду/ставит невыполнимую задачу/несколько необоснованно утверждает, что … » «Маловероятно, что/сомнительно, что… » б) аргументация собственной позиции (с использование опыта) «Как часто приходится сталкиваться с … » «Разве не стали обычными/нормой жизни такие явления, как …? » «Кто из нас не наблюдал/не сталкивался/не замечал (за собой) /не оказывался свидетелем того, как … » «К сожалению, зачастую в наши дни/среди нас/вокруг нас… » в) из читательского опыта «Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности … » «Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях … » «Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней». Г) из зрительского опыта «Тема часто дискутируется/обсуждается/в Интернете/на страницах газет и журналов/ в различных телепередачах… » «Обращает на себя внимание и то/неслучайно, что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи … »