Сочинение-рассуждение помоги плизз) 1. Много лет назад, еще до образования общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодымилюдьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры. 2. Вместе мы перечисляли, что мы теряем и теряем и что можем еще потерять, вместе были обеспокоены делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: ижора ведь исчезает бесследно. 3. И вдруг мои молодые люди насупились: " нет, мы будем заботиться только о русских памятников» .- «Почему? " мы русские» . — «Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судью судьбой России? " . 4. Мои мальчики быстро согласились со мной. «Вы помните, — говорил я.- Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь. Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч. 5. Я говорил, между прочем и о том как много ценного для мировой культуру дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от нее до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурный ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублем, а он все у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становиться больше. Какие крупные русские ученые изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всем мире! А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и в многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские ученые принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска, Петрозаводска, Вильнюса, Риги… Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами. Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает ее.
Я согласен с Лихачевым (автором). Только слабые и боящиеся за свою будущность люди могут быть заражены национализмом. Нельзя оправдать любовью к своей стране ненависть к другим нациям. Вся история человечества — это обмен знаниями, культурными ценностями между народами. И русский — не исключение. Еще в Киевской Руси князья и воевали, и подписывали мирные соглашения, и роднились не только в целях безопасности и торговли. А разве возможно отделить русскую музыкальную культуру от национальной других народов, не потеряв при этом большую часть «русской души ", способной на подвиги ради спасения ближнего, возможно более слабого соседа? Я уже не говорю о том, что наша православная религия пришла к нам от евреев и греков и тесно переплетена с религией многих других стран. Наши археологи ведут раскопки, чтобы понять происхождение и традиции народов проживающих на этой территории. Но ведь всем известны наскальные изображения в таежной Сибири. А это история всего человечества. Неужели возможно отделить историю Руси от всемирной истории человека? Разве можно себе представить нашу литературу без «Дикой собаки Динго» и стихов аварца Расула Гамзатова. Да и разве можно забыть жесточайший национализм-нацизм, начинавшийся с уничтожения книг «недоразвитых» народов, сталинизм с переселением с этнических мест и запретом на языки? Оставаясь равнодушным к потерям культуры «малых " народов, не уподобимся ли им?