Поднялись они из моря, когда Земли еще и людей не было. Прильнув с севера, встретил их молодой Днепр. Подточил эти горы миллионы лет, но пока не поседел, но так и не одолел. Придя на Каневские горы поклониться Кобзарю, поднимаешься по лестнице и вбираешь взглядом надднепрянское пространство. Мысли несутся ежедневными заботами, улетают в прошлое и переносятся в будущее. Украинцы – это народ Т. Шевченко. В каждой комнате по нашим селам под вышитыми рушниками висел портрет Кобзаря, а на полке лежали его произведения. Это было твердыней духа народа, потому что люди уважали в Шевченко не только гениального поэта, через него они осознавали себя как народ. Бесспорно, Т. Шевченко сумел воссоздать духовность украинской нации, его сущность, культуру, веру в светлое, счастливое будущее. Неоднократно он утверждал: «… Возвеличу Малых этих рабов немых! Я стражем возле них поставлю слово». Эти слова стали жизненным кредо поэта. Нас до глубины души поражает большая любовь Шевченко в Украину. Он полюбил ее, как сын мать, пусть старую, слабую, бедную. Но только этим отлична любовь поэта от любви других? Страдания иметь свой язык, но его не все слышат.т. шевченко писал о встревоженной душе человека, о его борении со злом, о порыве к счастью сквозь просветительные облака и безнадежно искалеченной жизни. Ибо видел везде по родной Украине. Идут калеки, обиженные судьбой, Кобзари, бродяги, варнаки Те, что дух и тело рвут к бою, Идут все – чужаки и земляки. Вот такие ужасные картины рисует поэт-реалист. Нас просто не существует без Шевченко. В нем – вся история наша, все бытие, все наши мечты. Украинца представить без него – все равно, что быть без неба над головой. Он – вершина нашего родового дерева. Если бы волей какой-то сказочной силы украинский народ предстал перед необходимостью из среды всех человеческих книг выбрать две, то должен взять Библию и «Кобзарь». Без первой он был бы неполноценный морально, без второй – немыслимый как народ. «Кобзарь» – это сплав непримиримости к духовному рабству. Это книга, прицепа для нашего спасения и самоутверждения. Нет в мировой литературе другого поэта, который бы так нежно, с любовью изобразил в своем творчестве женщину-мать всей Земли, хранительницу, продолжательницу рода. И бессмертное: Врага не будет, супостата, А будет сын и мать, И будут люди на земле. Святым идеалом он был для многих поколений и является им для нас сейчас. Наконец мы взялись за строительство собственного дома, ибо, как говорил незабвенный Тарас: В своем доме своя правда, И сила, и воля. Магия шевченковского слова непостижима. Этим словом он спас народ от немоты, поддерживал его волю. Он был крепостной и сирота, художник и поэт, рекрут, но остался несокрушимым, не отчаявшимся. Как не вспомнить по этому поводу его стихотворение «Сон», где на барщине усталая женщина видит во сне будущее своего сына Ивана. Он уже не крепостной, а свободный, женат, «свою же пшеницу жнет… ». Нет такого события в недавней и новейшей истории Украины, где бы он не был на месте.