В русских народных сказках часто рассказывалось о Жар-птице. Особенно восхищали ее перья. Вот как о них рассказывалось: «Были эти перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает, и руки ту красоту для других создавать готовы». Не в сказке, а наяву творили красоту руки народных умельцев. Все, к чему прикасались руки народных мастеров, преображалось: ком глины — в веселую свистульку или игрушку, береста — в нарядный туесок, из липы и березы получалась замечательная посуда! Русские умельцы передавали секреты мастерства из поколения в поколение. И целые деревни славились как резчики, вышивальщицы, игрушечники. Здесь складывались народные промыслы. В Дымкове, под Вяткой, издавна создают вятичи глиняные свистульки и игрушки. Это нарядные и веселые фигурки, словно приносящие с собою в дом свет, тепло, смехС осени запасают крестьяне глину, хранят ее в сарае. С наступлением первых холодов заносят глину в дом, накрывают ее влажной полотняной тканью – томят, т.е. доводят до пластичного состояния. Затем женщины и дети приступают к лепке свистулек и игрушек. Дымковские игрушки создаются последовательно из кусочков, прикрепляемых с помощью жидкой глины. Каждая деталь лепится отдельно. Затем игрушки сушат или обжигают в русской печи. Из поколения в поколение передавали мастера секреты изготовления русской игрушки. В каждой семье были свои традиции. Каждая игрушка имела свое лицо. После обжига игрушки грунтовали или покрывали раствором толченого мела с молоком. Игрушка становилась белой, готовой к росписиРоспись это декоративная живопись на предметах народных промыслов. Дымковская игрушка расписывалась особым узором – орнаментом. Это художественное украшение, узор. Для дымковской игрушки характерен геометрический орнамент (сочетание кругов, квадратов, ромбов и т.д.). Игрушка расписывалась охрой, ультрамарином, кроном, суриком, фуксином. Это краски природные: желтые, синие, голубые, красные, зеленые. Промысел возник в глубокой древности. Изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику «свистопляске», имеющему языческие корни и посвященному Яриле – богу весеннего солнца и плодородия. Мастера лепили барынь, кормилец, девушек-водоносок, кавалеров. Любили вятичи лепить и уточек, курочек, индюков, козочек и коников. Какие же удивительные они – дымковские игрушки! Слеплены вроде грубовато, раскрашены незатейливо, а глянешь – и сразу ясно – перед тобой чудо. Вот одна из любимых игрушек вятичей – красавица-водоноска. От нее не оторвать глаз. Это нарядная деревенская красавица, девушка на выданье, труженица. Мастерица-затейница нарядила ее в пышную с оборками юбку из яркого полотна. Синие полосы, голубоватая клетка, на красном фоне голубые кружочки. Ярко-красная кофточка плотно облегает статную фигуру. Прическа у модницы затейливая, пышные каштановые волосы увенчаны нарядным кокошником с золоченым украшением, из сусального золота (тончайшие пластины из настоящего золота). Личико у девушки-водоноски белое, не знающее загара, носик горделиво поднят вверх, губки сложены сердечком. Щечки подрумянены, а бровки – подведены. Так и кажется, что девушка сейчас плавно пойдет, в такт, покачивая ведерочками. Красавица знает, что на нее все смотрят, любуются. Ей хочется нравиться всем. Всем хороша водоноска: и пригожа, и нарядна, и трудолюбива, и приветлива. Дымковской игрушкой можно любоваться бесконечно. Я не перестаю удивляться ее красоте.