Помогите пожалуйста сформулировать проблему данного текста и комментарий к проблеме. Стихии давно уже против нас. Еще Чацкий говаривал, что мы живем «рассудку вопреки, наперекор стихиям» .2 Это сказано, собственно, о фраке. Но это относится, конечно, и к очень многому другому. Говорят: в Цусимском бою солнце светило нашим в глаза, а у японцев оно было за спиною. Ветер тоже не поладил с нами, и помогал японцам, уж я не знаю, как именно. Прибавим заодно и обе остальные стихии: вода оказалась для нас неблагосклонною, потопила наши кое-как слаженные корабли, а земля… земля вблизи была японская. Конечно, она помогала нашему врагу. С ее берегов налетала на нашу растерявшуюся эскадру туча миноносок. Я прочитал где-то, что на кораблях Небогатова 3 пушки заржавели. Невероятно. Но что же можно сделать с враждою стихий? Ржавеют на дожде крыши домов, отчего же не заржаветь и пушкам. Враждебны нам стихии. Нелюбовь у нас и у стихии взаимная. Ни одна стихия нам не мила. Солнце, огонь, пламенное, страстное светило, источник света и тепла. Мы упрямо отвращаемся от солнца. От света. От всякого свита. Просвещение наше в упадке. Одежды наши темны и скучны. Жилища у нас сумрачны и суровы. Дети наши закутаны, чтобы солнце не обожгло их кожу. Ветер, вольно веющий, не знающий преград и застав, ветер — чародей, могучим веянием оживляющий широкие земные просторы… Мы боимся его Мы его не терпим. Мы оградились от него стенами, и стараемся возвести их до неба, и замазать в них все щели. Чтобы не веял, самовольный, бесчинный, дерзкий нарушитель затхлого покоя. Вода, вольно струящаяся и, однако, покорная закону земных тяготений, чистая, холодная, равняющая всех своими влажными и холодными объятиями… Что нам в ней? Мы заросли всякою грязью, мы любим нечистоту и тлен нашей смрадной жизни. Мы защищаемся от бесчинства падающих с неба вод калошами, зонтиками, плащами. Наши дети боятся воды, а дерзкие из них легко тонут в ней, потому что не могут научиться плавать. Это так трудно для нас. Земля, мягкая, сырая, успокоительная, мать, кормящая всех своих детей… Мы позаботились больше всего о том, чтобы разделить ее, и отмежевали мою и твою землю, — и всем нам тесно на земных просторах. И мы идем умирать, чтобы отнять у мирного народа его землю, и думаем, что это отнятие чужого есть великий подвиг, за который наши дети должны быть нам благодарны. А на что земля нашим детям? Они не знают ее ласковых и нежных прикосновений, не бегают босые по ее мягкой и зеленой траве, по ее сыпучему песку. Мы не любим стихий, и справедливые стихии не любят нас. Они благосклонны к нашему врагу, и помогают ему в великой исторической борьбе, потому что платят ему любовью за любовь. Посмотрите на японские картины. Сколько света, какое живое солнце чувствуется в них! Эмблемою своего государства взяли японцы восходящее солнце, потому что безмерно полюбили они это царственное светило, радостное и благостное. К добрым и злым равно благостно оно. Но любят его только добрые и сильные. И таким и оно посылает наилучшие свои дары. И японцы радостно греются в лучах своего солнца. Радостно открывают они солнцу свое тело, — и золото расплавленных солнечных лучей переливается по их коже восхитительным пламенем силы и бодрости. Бодро ставят они свои паруса, и ветер несет в широкое море их лодки. Он развевает их легкие одеяния, и прикосновения его к их телу нежны и любовны. Вода охватила голубым, раздробленным ожерельем их прекрасные острова. Как они родственны этой подвижной стихии! Как легко влекутся они к неизведанному, к новому! И мы еще не знаем, куда приплывут они на своих дивных кораблях. Землю они любят удивительною любовью влюбленного. Как возделывают они ее! Причудливым садом и огородом стала вся их страна. В дружбе со стихиями живет наш враг, и стихии, вольные и вечные, стали его верными союзниками. Мы не можем расторгнуть этого союза. Но никто не мешает и нам войти в него.
Автор рассказал об одной из важнейших проблем современного общества разрыве связей между человеком и природой. Сам человек, часть природы, а значит не может существовать вне ее. Искусственное отторжение от естества своего, приносит человеку болезни, катастрофы, экологические проблемы. Но мы самоотверженно стремимся к цивилизации и тем более углубляем этот разрыв. Конечно, нет необходимости возвращаться к пещерному существованию, оно приблизиться к естественным природным явлениям, просто жизненно необходимо.