1. А. Н. Островский — один из наиболее выдающих ся представителей русского реалистического театра. Он создал свой особый стиль, который можно назвать «те атром Островского». К этой школе принадлежат и неко торые другие драматурги, например А. В. Сухово-Кобылин. Жизнь Островского была тесно связана с театром: в течение многих лет он плодотворно сотрудничал с Ма лым театром. Его имя важно не только для литератур ной, но и для театральной традиции.2. Любимый жанр Островского — комедия. «Соглас но понятиям моим об изящном, считая комедию луч шею формой к достижению нравственных целей и при знавая в себе способность воспринимать жизнь пре имущественно в этой форме, я должен был написать комедию или ничего не написать» (Островский о своей первой комедии, «Банкрут», она же «Свои люди — со чтемся»). Комедийный элемент неизменно присутствует и в тех пьесах Островского, которые не являются коме диями. В пьесах Островского смешное органично соче тается с возвышенным, гротеск с патетикой, грубый комизм с высокой гражданской риторикой.3. В большинстве пьес Островского изображается патриархальный русский мир: купечество, замоскворец кое ( «Банкрут») и провинциальное ( «Гроза» , «Беспри данница»), чиновники ( «Доходное место»), помещики ( «Лес»), актеры ( «Лес» , «Таланты и поклонники»). Ино гда темой пьесы становились исторические ( «Кузьма Минин») или даже мифологические ( «Снегурочка») сюжеты.4. Патриархальный мир раскрывается, как правило, в двух ракурсах: социально-злободневном и фольклорно-мифологическом. В ранних пьесах Островского с боль шой симпатией показана жизнь провинциального купе чества, сохранившего черты допетровской «старины», неевропеизированный быт и уклад. В более поздних пьесах изображаются новые тенденции в общественной жизни (например, растущая сила власти денег) и запе чатлевается кризис патриархального мира, чаще появля ется тема «самодуров» и «жертв». Яркий пример такой тенденции — пьеса «Гроза», где фольклорно-мифологический, идеализированный взгляд на патриархальный мир ( «В обетованной земле живете») принадлежит кари катурному, гротескному персонажу — Феклуше.5. Сюжеты пьес Островского имеют, как правило, не сложную cтpyктypy, ситуации (например: молодые ищут свое счастье) и некоторые функции персонажей, нечто вроде амплуа (например: родитель, мешающий молодым воссоединиться), сохраняются от пьесы к пьесе (Кабаниха в «Грозе», Гурмыжская в комедии «Лес»).6. Видимая простота языка, влияние народного лу бочного театра и вообще фольклора (поговорки в на званиях многих пьес и «поговорочное» звучание реплик героев) сочетается у Островского с тонкой игрой психо логических и культурных подтекстов.7. Во многих пьесах Островского изображается от дельный город (часто провинциальный) как некое кон кретное, замкнутое и самодостаточное место, образ ко торого мифологизируется и одновременно является воп лощением России. Эта традиция восходит к Пушкину (село Горюхино), Гоголю (Диканька, Миргород, Петер бург) и имеет множество других примеров в русской литературе. Сходную же роль может выполнять не город, а село или замкнутая, обособленная часть города. Тако вы города Калинов в «Грозе», Бряхимов в «Беспридан нице», село Пеньки в «Лесе», Замоскворечье в ранних комедиях Островского.8. Во многих пьесах Островского большое значение имеют сложные и многоплановые символические обра зы ( «гроза» , «лес» и «дорога через лес» , «волки и овцы» в одноименных пьесах) и сквозные мотивы ( «грех» , «суд» в «Грозе», мотив «театра» в «Лесе»). Часто такие образы и мотивы обозначены уже в названиях пьес.9. В пьесах Островского особое значение имеют диа логи героев, созданные с большим поэтическим мастер ством (речевая индивидуализация образов героев).10. Традиции классицизма в пьесах Островского про являются в некоторой установке на дидактизм, афори стичности высказываний героев, в наличии идеологиче ского героя-резонера, выражающего линию автора.