Текст – результат речетворческого процесса. В каждой национальной культуре и в человеческой культуре в целом есть система текстов: художественные тексты, использующие особенности образного отражения и моделирования действительности; разговорные тексты, основанные на ассоциативном мышлении; научные, или теоретические, тексты, основанные на логико-понятийном воспроизведении результатов познания; инструктивные, или прикладные, тексты, основанные на изложении готового знания и рассчитанные на прямое исполнение предписанного; информативные тексты, состоящие лишь из перечня фактов (словари, справочники и т.д.); агитационные тексты, воздействующие на сознание адресатов; тексты средств массовой информации, сочетающие особенности информативных и агитационных текстов. В тексте можно выделить разные планы его содержания: предметный план, содержащий информацию о фактах, событиях и т.д.; концептуальный план, то есть мысль, появляющуюся в сознании читателя в результате прочтения всего текста, не выраженную непосредственно какой-либо частью (этот план обязателен в художественном тексте, но может отсутствовать в других); оценочный план, слабо представленный или вообще не представленный в инструктивных и информативных текстах. Основными признаками текста в самом общем виде являются его цельность (то есть связность, завершенность, исчерпанность речевого замысла) и модальность (то есть наличие в тексте оценки и самооценки, «точки зрения»). По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три разновидности: тексты с цепными связями; тексты с параллельными связями; тексты с присоединительными связями. Цепная (последовательная, линейная) связь — самый распространенный способ соединения предложений (ср. Последовательную связь придаточных в сложноподчиненном предложении). Широкое использование цепных связей во всех стилях речи объясняется тем, что они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее широко распространены: местоименные связи (существительные, прилагательные, числительные заменяются в последующем предложении местоимениями и местоименными наречиями); лексические и синтаксические повторы; синонимические замены. Цепные связи очень характерны для деловой, научной, публицистической речи, то есть они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли. В текстах с параллельной (централизованной) связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект (ср. Сложноподчиненные предложения с параллельной связью придаточных частей). Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом (рядоположенные), параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования. Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причем синтаксическими признаками данных предложений являются: параллелизм их структуры; единство форм выражения сказуемых. Третий вид связи между самостоятельными предложениями –присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению, например: Ефремова жена слыла бабой неглупой – и недаром (Тургенев); Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах (Чехов). Присоединительные конструкции обычно содержат дополнительную информацию – по ассоциации, в виде пояснения, комментария и т.д. они имитируют живую речь с ее непринужденностью, естественностью и т.д.