ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ (1901-1977) — сов. Психолог, педагог, дефектолог, ученик Л. С. Выготского. Деление трудов З. На «педагогические» и «психологические» весьма условно. В его творчестве четко выделяются 4 доминанты: память, речь, мышление, обучение и развитие, и в их анализе З. Удалось достичь редкой психолого-педагогической интегративности.з. одним из первых в отечественной психологии выдвинул идею включения в педагогический эксперимент психологических методов изучения общего развития учащихся. Он также разрабатывал идею о необходимости обеспечения в школе индивидуальных вариантов развития школьников. В области дефектологии З. Принадлежат экспериментально-психологические исследования развития аномальных детей, а также разработка эффективных методов педагогической и коррекционной работы с ними. Во время войны (1941-1945) З. Работал в нейрохирургическом госпитале, где руководил группой психологов, занимавшихся восстановлением расстройств речи при черепно-мозговых ранениях. В педагогике З. Ярко проявился как практик, и как теоретик. Сильной стороной З. Явилось использование экспериментальных исследований для построения всего учебного процесса в начальной школе. В 1957 г. Была начата разработка системы начального обучения, продолжавшаяся более 20 лет и нацеленная на достижение оптимального общего развития уч-ся. Благодаря привлечению к работе большого числа учителей и созданию огромного массива научно-методического обеспечения (в виде программ, методических пособий, учебников), система обучения «по Занкову» стала одной из самых распространенных в стране систем развивающего обучения.з. — автор более 150 работ, в т.ч.: «Память школьника» (1944) , «Проблемы речи, ее расстройств и восстановления» (1945) , «Память» (1949) , «Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении» (1958, ред.) , «Наглядность и активизация уч-ся в обучении (1960) , «О предмете и методе дидактических исследований (1962) , «О начальном обучении» (1963) , «Дидактика и жизнь» (1968) , «Индивидуальные варианты развития младших школьников» (соред., 1973) , «Беседы с учителями» (2-е изд., 1975) , «Обучение и развитие» (соавт. И ред., 1975). (И. А. Мещерякова.)