В 1894 году Горький написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», вкоторый вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда оДанко. Тема свободного человека — главная тема всего произведения, но влегенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателяпонятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горькогоинтересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя». В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький показывает три способа осуществленияличностью свободы. Во вступительной части старуха делит всех людей нагруппы: красавцы, которые рождены для любви, и старики от рождения. Этумысль развивают сказания-легенды о Ларре и Данко. Легенды создавалисьлюдьми с давних времен. В яркой, образной форме они рассказывали огероях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты. Горький использует жанр литературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке. Болеевсего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, самолюбования игордыни. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, готовность пожертвовать собой радисчастья своего народа. Начинается легенда своеобразным зачином: «Жилина земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторонтаборы этих людей, а с четвертой — была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучительную. Чтобы показать в каком тяжелом положенииоказались люди, Горький создает зловещий образ дремучего леса, покоторому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «… каменныедеревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнеесдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры… А ещестрашней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухогудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям… » В этом мраке истрахе особенно ярким и желанным кажется появление Данко, который повеллюдей из болот и мертвого леса. Автор поднимает в легенде и темунеблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мраклеса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвалиего «ничтожным и вредным человеком», решили убить его. Однако юношапростил людям их гнев и несправедливые упреки. Он вырвал из грудисердце, которое горело ярким огнем любви к этим же людям, и осветил импуть: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весьлес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям… » ПоступокДанко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького —*это высшаястепень свободы от любви к себе 4 Герой погибает, но искры его горячегосердца и сегодня освещают путь к правде и добру. В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью. Она завершает авторские размышления о смысле человеческогосуществования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться? » Эта третья часть произведения противостоит первой, где дан образсебялюбца и гордеца Ларры. Данко и Ларра — антиподы. Они оба молоды, сильны и красивы. Но Ларра — раб своего эгоизма, и от этого он одинок иотвержен всеми. Данко же живет для людей, потому по-настоящемубессмертен. Горький не случайно вводит в повествование образрассказчицы. Старуха Изергиль — носительница и выразительница народнойправды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальнуюжизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которойзанимает центральное композиционное место в повести, пережила вмолодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и дляиндивидуализма, и для подвига