Искусство воспитывает, возвышает и обогащает личность, просвещает, вносит красоту в жизнь человека. Искусство — это и творчество, и игра, и общение, и интуиция… Все это — ИСКУССТВО. Самое важное — это понять, как искусство воздействует на человека. Древние индийцы полагали, что искусство возникло тогда, когда человек не смог сдержать переполняющих его чувств. В «Рамаяне» рассказывается легенда о Вальмики: «Бродя по лесу со своими учениками, Вальмики заметил двух куликов, предававшихся любви и в пылу ее не увидевших приближающихся охотников. Отчаянный крик умирающей птицы пробудил в душе Вальмики чувственные слова, оказавшиеся строками «Рамаяны» — поэмы о любви Рамы и Ситы». Художник в искусстве выражает свой внутренний эмоциональный мир, а зритель, читатель пропускает «этот мир» через свою чувственную сферу, обогащаясь и одухотворяясь. Специфика искусства — в его чувственно-образной природе. Искусство — это область чувств и настроений человека в форме непосредственного переживания. Носителями эмоций в искусстве выступают образы и символы, организованные с помощью материала в определенных формах. Эмоции искусства всегда разумны, своего рода «мысле-чувства». Через чувства, «ворота искусства», искусство влияет на весь духовный мир человека, формирует человека во всей полноте его природы, гуманизируя личность. На протяжении всей человеческой жизни, на всех уровнях чувствования ("низшие» , «предметные» , «надпредметные чувства"), на всех уровнях искусства ("обыденное художественное сознание» , «самодеятельное художественное творчество» , «массовое искусство» , «элитарное искусство") разумные эмоции искусства призваны внести гармонию в духовный мир личности, воздействуя на личность комплексно и многогранно. Искусство способно воздействовать, формировать и корректировать характер, интересы и потребности человека, способности, волю. Искусство несет высшие духовные ценности, идеалы, нравственные ориентиры, воспитывает моральные качества личности. Тем самым искусство не просто отражает жизнь, а показывает ее такой, какой она должна быть. Искусство — это стройная система функций и особенностей, каждая из которых занимает свое особое место при обязательном взаимодействии с другими, база всех функций искусства — гуманизирующая мегафункция. При этом искусство имеет социальный статус: искусство — средство межличностного общения (средство, позволяющее избежать отчуждения), в результате чего искусство и гуманизирует личность. Социальность — это проводник гуманизирующего свойства искусства. Искусство способно формировать, развивать личность, нового человека, человека человечного — homo humanus. Синтез технологий развивающего обучения, гуманизирующей составляющей искусства позволяет решать многие педагогические и психологические проблемы воспитания; так искусство само становится образовательной и воспитательной технологией — arthumanus. Искусство — средство психотерапевтического воздействия на личность, оно есть способ выражения ("снятия") психических и психологических переживаний (арттерапия). Искусство — это мир чувственных образов, сознательно созданных человеком посредством формы и определенного материала; мир, призванный вносить в жизнь человека красоту, знания, наслаждение, творчество, игру воображения, духовность. Искусство гуманизирует человека, формирует полноценную, целостную личность. В этом и заключено главное значение, великая миссия искусства.