М. Шелер рассматривал три идеи человека: научную, античную и христианскую. Или говоря по другому: научную, философскую и теологическую. Попробуем по-новому классифицировать все возможные вариации концепций человека. В качестве основного принципа классификации рассмотрим такой критерий, как «перспективность» человеческого существования (развития). В качестве «бесперспективной» назовем атеистическую концепцию человека. Она предполагает, что основные законы бытия уже известны, и эти законы не дают особых перспектив человеческому существованию и развитию. По этим законам следует, что человек возник случайно и его дальнейшее существование находится под постоянной угрозой уничтожения. В этой концепции поведение человека ограничено только природными факторами (социальное здесь выступает тоже как природное). После смерти человека ждет небытие, поэтому ему нечего стесняться. Как заметил Ф. М. Достоевский: «Если нет Бога, то все позволено» . А между тем, похоже, что именно эта концепция выбирается для жизни большинством людей. Она удобна, комфортна для жизни – совпадает с инстинктивной программой биологического естества человека. Теперь рассмотрим перспективные концепции. Это концепции, предполагающие наличие во вселенной законов, открывающих перспективы для человека. Это религиозные концепции человека всех времен и народов. Как правило, они говорят о бессмертии человеческой души. Научных доводов в пользу этой концепции немного, в основном — это феномены человеческого сознания. Выделим два типа перспективных концепций: 1. Концепции Боготворимого человечества. (Это религии сотворения. Человек сотворен с целью соответствия каким-то условиям, соответственно у человека есть смысл развития, работы над собой). 2. Концепция самотворящегося Богочеловечества. (Эта концепция пока не разработана, не выкристаллизовалась ни в какую религиозную систему). Она разрабатывается писателями-фантастами в различных вариантах «супермена». Сегодня человек сам выбирает себе онтологию, сам решает, каков его мир. Такое положение дел выдвигает антропологию на первое место среди философских дисциплин. Часть современных концепций можно охарактеризовать как прикладные, то есть, изучающие частные свойства человека. Таковы, например, йога, психоанализ, конфуцианство, подлинная наука. Они могут использоваться другими концепциями. Так йога используется буддизмом. Доводы науки используются атеизмом. Вот, точнее и подлиннее