Анада, США, РФ и т.д. и т.п. гОСУДАРСТВО ФЕДЕРАТИВНОЕ — Государство, внутреннее строение которого основано не на административно-территориальном делении, а на объединении государств либо территориальных образований с чертами ограниченной государственности. (Федерализм: Энцикл. Слов.-М., 1997) Данное понятие федеративного государства охватывает основное его свойство, но не исключает других свойств (сторон, черт, признаков). К примеру, федеративным государством могут быть и автономные образования. В составе федеративного государства могут находиться и федеральные территории, и унитарные части с правом на самоуправление, управляющиеся по-разному. Но все они являются как бы дополнением к главному — субъектами федеративного государства, его составными частями, являются государствами и территориями с ограниченной государственностью. В федеративном государстве непременно действует принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти субъектов федерации. В федеративном государстве законодательство обязательно делится на федеральное и субъектов федерации. Составные части федеративного государства имеют свое административно-территориальное деление. В государстве федеративном нет единого и неделимого суверенитета, как его принято определять применительно к государству. Суверенитет в федеративном государстве — явление динамичное. Он может «расщепляться». Часть своего суверенитета федерация передает своим субъектам, а они в свою очередь «делятся» суверенитетами с федерацией. Федерация суверенна не вообще, не во всем, а только в тех пределах, которые установлены для нее в предметах ведения. Во всех вопросах, которые закреплены за федерацией, она суверенна, и этот суверенитет распространяется на всю территорию государства. Но и субъекты федерации суверенны в тех вопросах, которые закреплены за ними. По своим предметам ведения федерация выступает как единое целое от имени федеративного государства (одной неделимой единицы), от имени всего общества, всего народа как единого целого. Все названные общие черты федеративного государства в той или иной мере свойственны Российской Федерации. Все ее составные части Конституция Российской Федерации именует равноправными субъектами Российской Федерации, т.е. они обладают состоянием субъективности в федеративных отношениях. В других федеративных государствах мира составные части, как правило, не называются субъектами, а именуются государствами — членами федерации. Членами федерации бывают штаты, кантоны, регионы, земли, провинции, сообщества и т.д.; в Германии, например, — земли, в США — штаты. В каждом федеративном государстве статус субъектов федерации (составных частей) отличается друг от друга. В Российской Федерации субъекты Российской Федерации, например, обладают одним объемом полномочий, в США — другим, в Швейцарии — третьим. Вполне допустимо, что и в одном федеративном государстве статус субъектов федерации не одинаков. Широкими полномочиями пользуются субъекты федераций в Бельгии, Швейцарии, США. В Российской Федерации ее субъекты обладают наименьшими правами по сравнению с названными странами. Положение российских республик приближается к общепринятому положению субъектов федерации, тогда как положение краев, областей, автономных образований пока отличается в сторону уменьшенных полномочий. Формально закрепленное равноправие еще не реализовано в жизни. Любое федеративное государство стремится к сохранению, обеспечению своей государственной территориальной целостности. Этот принцип четко закреплен, например, в конституции Германии, в учредительных документах ряда других федераций. Известно, как строго относятся федеральные органы государственной власти США к охране своей территории и государственной целостности, к обеспечению своих интересов в любой точке земного шара. Конституция Российской Федерации тоже закрепляет принцип территориальной целостности, обеспечение