Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” — один из выдающихся образцоврусской драматургии первой четверти XIX века. Комедия создавалась в тотпериод, когда в России на сцене господствовал классицизм, однакодраматург стремился реалистически изобразить современную ему российскуюдействительность, то есть, по словам Гончарова, “взять ее целиком измосковских гостиных и перенести в книгу и на сцену”. Этим и обусловленоноваторство Грибоедова — в его комедии ведущим принципом изображенияжизни является реалистический. Боевое революционное содержание, острота идей, злободневностьобразов обусловили высокую политическую действенность комедии. Глубокаяидейная связь с передовым движением эпохи позволила писателю поднять всвоем произведении самые острые политические вопросы времени. В комедии нашла отражение эпоха, наступившая после Отечественнойвойны 1812 года. Это была эпоха зарождения и развертываниядекабристского движения. “Горе от ума” является общественно-политической комедией, хотя воснове пьесы находится любовный конфликт, который с развитием действияотходит на второй план, а на первый выступает общественный конфликт — столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”. Первый представлен в комедии в образе Чацкого, последний — вобразах Фамусова, Молчалина, Скалозуба и многих других “московских”. Приэтом все персонажи пьесы — типичные характеры. Отличительные чертыпредставителей московского общества воплотились в образах комедии стольярко, что И. А. Гончаров сравнивает их с колодой карт. Например, Чацкий — это типичный передовой дворянин, который оторвался от своей сословнойсреды и, как “друг человечества”, гневно обличает пороки общества: крепостничество, чинопочитание, кумовство, засилие иностранцев и многоедругое. Одним из главных оппонентов Чацкого является Молча-лин, типичныймаленький чиновник, мечтающий добиться определенного положения вобществе. Он хочет стать таким же, как и его патрон Фамусов. Молчалинкрепко усвоил заповеди отца — “угождать всем людям без изъятья”, а также “не должно сметь свое суждение иметь”. Образы “Горя от ума” лишены схематичности, что было присущегероям классицистических пьес; они выпуклы и многогранны, сочетают всебе как положительные, так и отрицательные черты. Так, Чацкий — страстная и эмоциональная натура — из-за своей пылкой непосредственностииногда попадает в смешное, а то и глупое положение. Например, насередине очередного монолога он замечает, что все кружатся в вальсе “свеличайшим усердием”. Образ же Молчалина не исчерпывается показом толькоего негативных черт: подхалимства и умения “принимать виды”. Онпытается завоевать расположение Лизы, горничной в доме Фамусова, путемподкупа “интересами”, в отдельных случаях он способен и невзначайуколоть собеседника. Так, он спрашивает Чацкого: “Вам не дались чины? Послужбе неудача? ”