Суть теории Раскольникова. Роман «Преступление и наказание» В романе можно выделить две сюжетные линии – линию Раскольникова связанную с убийством и линию Мармеладовых, как продолжение темы маленького человека. Тема романа нравственное от чищение человека под влиянием христианских идей. Действие происходит на фоне Петербурга как символа. Для Достоевского Петербург – это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего». Это город призрак, город порождающий убийц. Раскольников красив, горд, высокомерен, но одет в лохмотья, многие его недолюбливают. Живет в ужасных условиях, в комнате похожий на шкаф, но он задыхается не только физически, но и морально. Он одержим Болезненным желанием вдохнуть полной грудью и не имеет возможности сделать это. Раскольников не целиком подавлен своей идеей. Ему свойственны непосредственные поступки: бескорыстие, неприязнь к эгоистическому расчету. Приятель его Разумихин заметил что в нем имеются два характера, то он великодушен, и добр, то холоден и бесчувственен, и хотя Раскольников пытается чувствовать себя Наполеоном, его подлинная сила не в способности встать над миром, а в глубоких, искренних и мучительных страданиях. Бесчеловечная идея не смогла задушить в нем человека. Оппонентами Раскольникова является следователь Парфирий Петрович и Соня Мармеладова, диалоги с ним составляет основные сюжетные линии романа. Соня главный противник Родиона и главная опора. Он рассчитывал найти в ней единомышленника, а нашел решительного человека. Не согласного с ним во всем, Центральный символ романа – эта сцена, когда «убийца и блудница» сошлись за чтение вечной книги. В поединке с Родионом, Соня побеждает своей любовью, Роман заканчивается тем, что автор оставляет своего героя на пороге грядущего, духовного перелома. Именно таким образом Федор Михайлович Достоевский пытался донести до читателя, что только самопожертвование и человеческая любовь к окружающим способны сделать общество лучше.