Есть женщины в русских селеньях… " (По произведениям Н. А. Некрасова) Я лиру посвятил народу своему.н. а. НекрасовВо многих произведениях Н. А. Некрасова главными дей¬ствующими лицами являются русские женщины. С исчерпы¬вающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поража¬ющих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины. Постоянное внимание поэта к русским женщинам отразилось даже в названиях некрасовских стихотворений: «Рус¬ские женщины» , «Орина, мать солдатская» , «Кому на Руси жить хорошо» . Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он пережи¬вал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки: Ты вся — воплощенный испуг, Ты вся — вековая истома! —говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении «В деревне» изображена старуха-крестьянка, потерявшая един¬ственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема — горе матери-крестьянки — раскрыта в стихотворении «Орина, мать солдатская». В основе стихо¬творения — не выдумка, а быль. Орина рассказывает про «печаль свою великую": единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер: Девять дней хворал Иванушка, На десятый день преставился… Богатырского сложения, Здоровенный был детинушка. В произведениях поэта возникает согретый авторской лю¬бовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы «Мороз, Красный нос», по духу — сестра некрасовских декабристок. Когда-то в молодости она: Красотою дивила, была и ловка, и сильна, но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать». Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он гово¬рит, обращаясь к крестьянке: Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины. Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизо¬дах поэмы «Кому на Руси жить хорошо», и целиком посвя¬щена ей вся вторая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской — крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало: у нее была «хорошая, непьющая семья» , — говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку» . Тяжелый труд, однако, не сломил ее: И добрая работницаИ петь-плясать охотницаЯ смолоду была… —говорит о себе Матрена. В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труже¬ницы: Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она «по¬пала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, по¬стоянная нужда — вот как сложилась ее жизнь. «Во мне, — говорит Матрена Тимофеевна, — нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой» . Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси — к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена говорит: «Не дело — между бабами счаст¬ливую искать» . Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь ее сломила характера крестьянки, не превратила ее в бессловес¬ную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет «с гневом на сердце» … и т. Д…