Самый яркий образ комедии — это Хлестаков, тот, кто явилсявиновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять зрителю, чтоХлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о немОсипа). Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своимревизорским «обязанностям» становятся ясны не сразу. Хлестаков не переживает по приезде в город никакого процессаориентации — для этого ему, недостает элементарной наблюдательности. Нестроит он никаких планов обмана чиновников — для этого у него нетдостаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своегоположения, потому что в чем оно состоит, он и не задумывается. Толькоперед самым отъездом Хлестаков смутно догадывается, что его приняли «загосударственного человека», за кого-то другого; но за кого именно, онтак и не понял. Все происходящее с ним в пьесе происходит как бы помимоего воли. Гоголь писал: «Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек. Дажепустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилосьсделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщегостраха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманившиглаза всех, дал ему поприще для комической роли». Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращенныеотношения, в которые люди поставлены друг к другу. Но, конечно, дляэтого нужны были и некоторые качества самого Хлестакова. Когда человекнапуган (а в данном случае напуган не один человек, а весь город), тосамое эффективное — это дать людям возможность и дальше запугивать самихсебя, не мешать катастрофическому возрастанию «всеобщего страха» . Ничтожный и недалекий Хлестаков с успехом это делает. Он бессознательно ипотому наиболее верно ведет ту роль, которой от него требует ситуация. Субъективно Хлестаков был прекрасно подготовлен к этой «роли». Впетербургских канцеляриях он накопил необходимый запас представлений, как должно вести себя начальственное лицо. «Обрываемый и обрезываемыйдоселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскомупроспекту», Хлестаков не мог втайне не примеривать к себе полученногоопыта, не мечтать лично производить все то, что ежедневно производилосьнад ним. Делал он это бескорыстно и бессознательно, по-детски мешая быльи мечту, действительное и желаемое. Положение, в которое Хлестаков попал в городе, вдруг далопростор для его «роли». Нет, он никого не собирался обманывать, онтолько любезно принимал те почести и подношения, которые — он убежден вэтом — полагались ему по праву. «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгунпо ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит» , — писал Гоголь. Такого случая городничий не предусмотрел. Его тактика быларассчитана на настоящего ревизора. Раскусил бы он, без сомнения, имнимого ревизора, мошенника: положение, где хитрость сталкивается схитростью, было для него знакомым. Но чистосердечие Хлестакова егообмануло. Ревизора, который не был ревизором, не собрался себя за неговыдавать и тем не менее с успехом сыграл его роль, — такого чиновники неожидали… А почему, собственно, не быть Хлестакову «ревизором» , начальственным лицом? Ведь смогло же произойти в «Носе» еще болееневероятное событие — бегство носа майора Ковалева и превращение его встатского советника. Это «несообразность», но, как смеясь уверяетписатель, «во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, аподобные происшествия бывают на свете; редко, но бывают». В мире, где так странно и непостижимо «играет нами судьба наша» , возможно, чтобы кое-что происходило и не по правилам. «Правильной"становится сама бесцельность и хаотичность. «Нет определенных воззрений, нет определенных целей — и вечный тип Хлестакова, повторяющийся отволостного писаря до царя» , — говорил Герцен.