1. Есть ли положительные герои в пьесе свои люди? Сюжет комедии представляет собой бесконечную череду обманов, и все ее герои оцениваются критически. Правда, степень неприязни автором выведенных им человеческих типов и характеров различна. Островский показывает, что старшему поколению купцов еще присущи какие-то представления о подлинной нравственности, хотя распространяются они только на своих близки. Недаром обманщик и плут Самсон Силыч Большов свято верит в то, что «свои люди» — его родные, семья — никогда не предадут его и выкупят из долговой тюрьмы, в которую он попадает, представившись банкротом. Но молодое поколение — дочь Большова Липочка, ее жених Лазарь — уже не чтут старших, для, них нет ничего святого — даже родственные отношения теряют свою ценность Все заслоняет эгоистический интерес и жажда наживы. Своеобразная «эстафета» мошенничества передается от старшего поколения к младшему, от Большова через Подхалюзина к Тишке, но нравственные ценности все более и более утрачиваются В купеческой среде начинает преобладать тип купца-самодура, превращающего собственную блажь в закон для окружающих Именно такую среду критик Н. А Добролюбов назвал «темным царством». Разумеется, вряд ли можно было оттуда ожидать появления положительного героя. 2. Чем интересна пьеса в наши дни? В основу ее положен довольно распространенный в купеческой среде тех лет случай ложного банкротства с целью обмана кредиторов. Автор открыл комический эффект мещанской полукультуры: снов и примет, эстетики «жестокого романса», особых обрядов знакомства и ухаживания — со своими обиняками, подходцами, любимыми разговорами о том, «что вам лучше нравится — зима или лето» или «что лучше — мужчина или женщина» . 3. Почему Островский так долго искал название? Первое произведение г. Островского, комедия «Свои люди — сочтемся», появилась в 1849 году, в журнале «Москвитянин» Первоначальные названия «Несостоятельный должник» , «Банкрот» и «Банкрут, или Свои люди — сочтемся». Уже перемена названия очень много говорит о становлении специфической поэтики Островского. «Банкрот» — название, дающее «социально-профессиональную» характеристику героя, самим заглавием выдвинутого в центр пьесы. Интерес действия сосредоточен на поступке героя, на его коммерческом преступлении, составляющем основное событие фабулы. Пословичное название перемещает интерес с событий па нравственную коллизию, одновременно «децентрализуя» пьесу. Не только Большов, Подхалюзин и Липочка, но и стряпчий, и сваха, и даже Тишка, непосредственно не участвующий в интриге,— все они охватываются новым названием, иронически определяющим их отношения.