Анализируя творческое наследие М. Ю. Лермонтова, можно отметить общность тем и мотивов его лирики и романа «Герой нашего времени». И, пожалуй, одной из важнейших тем, объединяющих прозу и поэзию этого замечательного русского поэта, является тема поколения 30-х годов XIX века. В своем творчестве Лермонтов создал удивительно емкий и полный лирический и эпический портрет современной ему эпохи, передовой дворянской молодежи, при этом, как указывает В. Г. Белинский, следует учесть, что «мысль изобразить… героя нашего времени не принадлежит исключительно Лермонтову». Действительно, проблемы и судьбы молодого поколения занимали ранее Н. Карамзина ( «Рыцарь нашего времени»), А. С. Пушкина ( «Евгений Онегин») и других русских писателей. Однако в прозе и поэзии Лермонтова образ поколения, «дремлющего в бездействии», выступает во всей его многогранности и многоплановости. Лермонтов обнажает трагические противоречия этого поколения и выносит ему суровый приговор. Наиболее точно и емко поэтический портрет современной Лермонтову эпохи изображен в стихотворении «Дума», а в романе «Герой нашего времени» он получает максимальную детализацию. Основной проблемой становится здесь проблема цели и смысла жизни: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем. Под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Таким образом, Лермонтова здесь занимает трагедия бездействия сильной личности, рефлексия которой, разочарование и страх перед реальной жизнью, фатализм мешает воплощению ее лучших надежд и порывов. Эта проблема, рассматриваемая в «Думе» на «примере всего поколения персонифицируется в романе в образе Печорина — сильной, обладающей огромным духовным и творческим потенциалом, но пассивной и замкнутой личности, основную черту которой Белинский определил как противоречие «между глубокостию натуры и жалко- стию действий» . Думаю что так