Жалость, сочувствие, сопереживание, милосердие, добродетель… Неужели все это из другой жизни? Неужели у современного человека так очерствела душа, что, кроме собственного благополучия, покоя и достатка в своем отдельно взятом мире, ему ничего не нужно? И чужое горе не беспокоит его? Наверное, такие люди есть. Были они и в прошлом. Будут и в грядущие столетия. Но не они характеризуют нации, народ и любое сообщество людей: население моего города, жителей нашего дома, моих школьных учителей и товарищей. Все-таки большинству людей присуще чувство сожаления. Тема сочувствия к тем, кто в беде, звучит во многих произведениях русской классической литературы. На Руси жалость всегда вызывали арестанты — обиженные, наказанные властью люди. Жалость не спрашивает, за что осужден человек. Он уже наказан за содеянное, а теперь его нужно пожалеть. Недавно я прочитала вот какую историю. Русский поэт XVIII столетия В. Тредиаковский пошел смотреть на смертную казнь бунтовщика Емельяна Пугачева, которого считал врагом империи и действия которого публично осуждал. Перед тем как положить голову на плаху, Пугачев попросил у православного народа прощения и обвел взглядом гурьбу. И вдруг встретился глазами с Тредиаковским, которого узнал. Приближенный к императрице поэт должен был бы торжествовать, что бунтарю и смутьяну сейчас отсекут голову. Так, наверное, считал Пугачев. Но в глазах Тредиаковского не было торжества. Осужденный увидел в них боль и жалость. Сам поэт, спеша к месту, не ожидал от себя таких чувств. Автор заканчивает сказ «так из этого сожаления вышла вся русская литература» . А. Пушкин «милость к падшим призывал» и сочувствовал узнику, который сидит «за решеткой, в темнице сырой». Сожалением к декабристам, сосланным в Сибирь, перенята и поэма Г. Некрасова «Русские женщины». А написана она была почти через столетие после декабрьских событий. Весьроман Л. Толстого «Воскресение» — это роман о сожалении, об осознании вины и стремлении заслужить прощение ее. В романе «Война и мир» писатель описывает, как фельдмаршал Г. Кутузов объезжает строй русских солдат, что одержали победу над французами и заставили врага убегать. Кутузов благодарит воинов за героизм и храбрость. Но, поздравляя победителей, не забывает сказать, что разбитого, замерзшего француза, который убегает, теперь можно по-человечески и пожалеть. Подобных примеров и в литературе, и в жизни немало. Христианская религия (как и другие религии) основана на милосердии. Известна всему миру матьТереза за свою бескорыстную и самоотверженную работу — помощь больным, бездомным и нуждающимся — награжденная Нобелевской премией мира. Хотя не ради награды, думаю, всю жизньтрудилась эта легендарная женщина. Жалость рождается, когда ты пожалел птенца, который выпал из гнезда, и принес его домой. Когда ты плачешь, читая, как Тема искал свою Жучку. Когда ты готов отдать свою котлету чужому голодному псу. Когда пожалеешь уставшую после работы маму и сделаешь за нее домашние дела. И пусть ты несостоятелен помочь жертвам землетрясений и наводнений, заложникам «Норд-Оста» и погибшим в небоскребах Манхеттена, но чувство сожаления не разрешит тебе переключить канал и отвернуться от человеческой боли. В нашей жизни, несмотря на его твердость, людей, которые умеют сочувствовать, больше, чем бездушных. Жалость — это естественное состояние человека, а природа человеческая не изменяется так быстро. Поэтому мы далеко еще не зомби и не манкурты: сожалению есть место в наших сердцах. Современному человеку, я считаю, надо научиться сочувствию. Оно пока что редкость в нашей жизни.