Парусное судно (парусник) — судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра. В зависимости от вида парусного вооружения различают следующие парусные суда: пятимачтовый корабль (пять мачт с прямыми парусами); пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна, на корме, с косыми); четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами); четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна с косыми); корабль (три мачты с прямыми парусами); барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косыми); баркентина (шхуна-барк; одна мачта с прямыми и две с косыми парусами); шхуна, точнее, трехмачтовая марсельная шхуна – джекасс (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок мачте); бриг (две мачты с прямыми парусами); бригантина (шхуна-бриг: одна мачта с прямыми парусами, одна с косыми); бомбарда (одна мачта почти по середине судна с прямыми парусами и одна, сдвинутая в корму, с косыми); шхуна, точнее, гафельная шхуна (две мачты с косыми парусами); шхуна, точнее, двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте); каравелла (три мачты: фок-мачта с прямыми парусами, остальные – с латинскими); “трабакколо” (две мачты с люгерными, т.е. рейковыми, парусами); шебека (три мачты: фок- и грот-мачты с латинскими парусами, бизань мачта с косыми); фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскими парусами); тартана (одна мачта с большим латинским парусом); тендер (одна мачта с косыми парусами); “бово” (две мачты: передняя с латинским парусом, задняя с гафельным или латинским парусом); “нависелло” (две мачты: первая – в носовой части, сильно наклоненная вперед, несет парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту; грот-мачта – с латинским или иным косым парусом); “баланселла” (одна мачта с латинским парусом); шлюп (одна мачта с косыми парусами); иол (две мачты с косыми парусами, меньшая – бизань-мачта — стоит позади руля); кеч (две мачты с косыми парусами, причем бизань-мачта стоит перед рулем); динги (одна мачта с гафельным парусом вынесена к носу); люгер (три мачты с рейковыми парусами, применяется во Франции в прибрежном плавании). А так же: каравеллы, галеоны, корветы, фрегаты, флейты… Кроме перечисленных парусников существовали еще большие семи-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американского происхождения, несущие только косые паруса.