А вторский жанр — уникальная совокупность устойчивых жанровых (то есть как формальных, так и содержательных) признаков, сформировавшаяся в творчестве определенного автора и целенаправленно, врамках определенной художественной задачи, воспроизводимая в дальнейшемим, а также другими авторами. Возможность появления авторских жанроввыкристаллизовалась в XX веке, после разложения традиционной системы литературных жанров[1]. Особенно в новейшей поэзии, по мнению исследователя, «созиданиеавторской оригинальной жанровой модификации становится одним изважнейших художественных приемов в определении суверенности своегопоэтического мира» [2]. Выразительным примером авторского жанра могут служить моностихи Владимира Вишневского, обладающие целым рядом устойчивых характеристик, от просодических (почти все они написаны пятистопным ямбом) и пунктуационных (все без исключения моностихи Вишневского заканчиваются многоточием) до жестко ограниченного круга тем, мотивов, образов и постоянства лирического героя — манерно-куртуазного хама[3]. Собственные высказывания Вишневского (в интервью, предисловиях к своимпубликациям) подтверждают сознательный выбор им такой творческойстратегии[4], а широко публикуемые разными юмористическими изданиями аналогичныетексты других авторов, воспринявших у Вишневского все или почти всесвойства его моностиха (при том, что сам по себе моностих появился врусской поэзии задолго до Вишневского и имеет богатую и разнообразнуютрадицию), говорят о том, что предложенная Вишневским жанровая модельжизнеспособна и воспроизводима. На примере Вишневского можно увидеть ито, что работа с авторским жанром позволяет автору перейти впространство массовой литературы или, по крайней мере, сдвинуться по направлению к ней: ведь массовая литература функционирует по законам рынка, и авторский жанр оказывается аналогом индивидуального бренда. Близкий по структуре и функционированию феномен представляют собой «вредные советы» Григория Остера. В иных случаях, однако, этот эффект оказывается, по-видимому, побочным: черты авторского жанра, которые можно усмотреть в рассказах Хорхе Луиса Борхеса[5], малой прозе Даниила Хармса, нескольких типах стихотворений Дмитрия А. Пригова, не переводят эти тексты в массовую литературу, но, безусловно, прибавляют им популярности. Об авторском жанре говорилось такжеприменительно к таким авторам, как Леонид Губанов[6], Вилли Мельников[7], Владимир Сорокин[8], Владимир Шаров[9] и др. Понятие авторского жанра не следует смешивать с другими способамигруппировки текстов одного автора в те или иные единства, и прежде всегос понятием идиостиля, подразумевающим непроизвольную, сущностную уникальностьформально-содержательных характеристик принадлежащих данному авторутекстов. Эм может это?