В каждую эпоху у людей были свои идеалы и свои типы личностей, на которых хотелось быть похожими. На мой взгляд, «вечными» смогли стать образы, оставшиеся в человеческой душе, передавшие или, может быть, даже приоткрывшие завесу тайн над вопросами, вечно волновавшими людей. Пожалуй, первой и самой главной стала тема смысла жизни, существования человека в мире. На мой взгляд, этот вопрос поднимает В. Гете в своей бессмертной трагедии «Фауст». Что есть добро и зло? Как они связаны? Итак, Фауст предстает пред нами пресыщенным всем, но все еще несчастным стариком. Всю молодость он посвятил изучению наук, и вот уже век, отведенный ему Богом, подходит к концу. Фауст понимает, что впустую потратил жизнь. Смысл жизни – одна из больших проблем жизни Фауста. Он не может найти цель и смысл своего существования и принимает доброту за слабость, грубость — за силу, а подлость — за умение жить. Он печалиться по своей прошедшей молодости, злится, что так и не понял, что значит жить. Но можно ли считать обоснованным его гнев? Не он ли добровольно обменял часы жизни на знания? И такой ли невыгодной была сделка? Фауст считал, что да. И он получил второй шанс — свою вторую молодость, заключив контракт с Мефистофелем, дьяволом. Он всемогущ, ему все подвластно, погибель будет от его руки и взгляда всему живому. Он слишком переполнен ненавистью, чтобы быть способным на чувства к человеку. Но и слишком человечен и принципиален, чтобы познать вкус жизни среди нечисти. К сожалению, вся мудрость Фауста не позволила ему предвидеть такого финала. Он стал королем в этой игре, но… самой слабой фигурой на шахматном поле. Еще в 19 в. Большое значение приобретает «фаустинская» тематика, которая пронизывает не только литературу, но и живопись, музыку. И уже вознесенный годами в поколениях Фауст отразился в зеркале жизни. На мой взгляд, наибольшее воздействие Фауст имел на музыку. Именно таким композиторам, как Моцарт, Гендель и Бах, было предназначено первыми окунуться в таинственную атмосферу поэмы Гете. Но лишь Ф. Лист смог, на мой взгляд, полностью передать в своей симфонии «Фауст» (первая часть), все чувства и переживания Фауста. Здесь он — злой, обиженный, разочарованный, но человек со своими чувствами и желаниями. Вторая же часть симфонии, «Маргарита», стала отражением обретшего вторую молодость Фауста, поначалу нежную и беззаботную, полную светлых надежд и желаний. Интересна и третья часть музыкального произведения. Все три части символизируют добро, но, к сожалению, и понятие добра может быть относительным. Именно это палитра красок, называемая музыкой, смогла передать противоречивость внутренних желаний человека. Как бы странно ни звучало, это и есть открытая Фаустом новая эпоха. Но почему именно им? Если человек умирает, когда теряет возможность бескорыстно радоваться жизни, а Фауст с самого начала является мертвецом, то как же в нем с обретением второй молодости просыпаются чувства, которые не каждый живой имеет? И я до сих пор не понимаю, чем же черствый, жестокий, иронизирующий на темы семьи, любви и надежды, ужасный в своих суждениях Фауст смог безраздельно завоевать мою душу и сердце. Ведь до этого тысячи книг увлекали меня на мгновение и исчезали из моей жизни навсегда. Может быть, именно благодаря своей способности завоевывать души образ героя Гете стал вечным… Но в любом случае, была правдой иль вымыслом история о Иоганне Фаусте, человеческая душа является пустой, прозрачной, звенящей от ощущения своей незаполненности – чашей, в которой на протяжении всей жизни накапливаются знания, умения, воспоминания. Бережно хранятся мысли, догадки, доводы. И находят себе пристанище образы, дорогие, удивительные – «вечные образы» …