Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не дело между бабами счастливую искать! "В последней главе, названной «Бабья притча», крестьянка говорит об общей женской доле: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого. Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова: Еще ты в семействе покуда раба, Но мать уже вольного сына! С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель нс закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с «раз-битым на ноги дворовым человеком», который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его «дочка вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля": А я князей Утятиных Холоп и весь тут сказ! С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное… Выкупал Меня, раба последнего, Зимою в проруби! Да как чудно! Две проруби: В одну опустит в неводе, В другую мигом вытянет И водки поднесет. Не мог Ипат забыть господских «милостей": того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской». Покорный раб показан также в образе «холопа примерного Якова верного». Яков служил у жестокого господина Поливанова, который «в зубы холопа примерного… походя дул каблуком». Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил": сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность. С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей». Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением: Люди холопского звания Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа. Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены креп ного права по-прежнему обездоле-ны и обескровлены, изменю только формы угнетения крестьян. Но среди крестьян появляв люди, способные к сознательному, активному протесту, и) верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем б; хорошо жить, и в первую очередь наступит хорошая жизнь русского народа. Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь