I. Постановка целей и задач урокаII. Работа над темой урока 1. Беседа по содержанию явления и чтение диалога по ролямКак отнесся городничий к сватовству Хлестакова? Каково настроение Антона Антоновича к началу разговора с АннойАндреевной? Каковы мечты городничего и его жены? Почему Сквозник-Дмухановскому хочется быть генералом? 2. Проверка индивидуального домашнего заданияКомментарий для учителя. В пересказах, как правило, будут часто употребляться глаголы говорит, сказал. Поэтому коллективно подбираются слова-действия, которые передали бы не только смысл высказываний Осипа, например, но и оттенки чувств, не скрываемых Осипом наедине с собой. Эта работа привлекает внимание учащихся к интонации как способу передачи выразительности речи. Устанавливаем, что Осип*думает вслух (… есть так хочется…) ,*осуждает Хлестакова (… нужно в каждом городе показать себя!) ,*передразнивает барина,*сетует на жизнь (Эх, надоела такая жизнь!) ,*говорит мечтательно (о деревенской жизни, ее прелестях) ,*вспоминает с удовольствием (петербургскую жизнь) ,*усмехается,*сердится (… пошел кутить…) ,*ворчит наставительно (… коли служишь, так служи) ,*размышляет обеспокоенно (Ну, а коли не заплатим?) ,*вздыхает тоскливо (… хоть бы какие-нибудь щи).3. Работа над синонимическими возможностями русского языкаНа примере сцены, раскрывающей душевное состояние Городничего и его жены после сватовства Хлестакова к их дочери Задание: подберите соответствующие слова и словосочетания ( «был сильно возбужден» , «безудержная радость охватила его» , «были на верху блаженства» , «долго не мог прийти в себя» , «счастливы от одной мысли, что породнятся с “большим” человеком» , «был на седьмом небе от счастья» , «находился в блаженном состоянии» и т.д.) 4. Работа над составлением плана изложения 1) Птицы «высокого полета» .2) Месть «охотникам подавать просьбы и доносы» .3) «Уж когда торжество, так торжество! » 4) Желание «большой чин зашибить» .5) «Славно быть генералом! » 6) «Жизнь нужно совсем переменить» .7) Что нового мы узнаем о характерах действующих лиц из диалога? 5. Написание изложения (Фрагмент работы одной из восьмиклассниц: После того как Хлестаков «обручился» с Марией Антоновной, Антон Антонович долго не мог прийти в себя. В первую минуту он не поверил такому счастью, а потом безудержная радость от мысли, что они с женой станут «птицами высокого полета», охватила его. Первая мысль, которая зародилась у него, была мысль о мести. Городничий приказывает квартальному переписать всех «охотников подавать просьбы и доносы», потом говорит ему, чтобы «валял во все колокола» о том, что он, городничий, «выдает дочь свою — не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было», который, по его мнению, может все. После того, как уходит квартальный, Антон Антонович начинает делиться со своей женой самыми сокровенными мечтами. Он уже вошел в роль «тестя» «большого» человека и представляет себя в разных чинах. Предел его мечтаний — стать генералом. Генералом он хочет быть только потому, что тогда ему будут оказывать большие почести. Этого он жаждет больше всего. И т.д.)