Вы уже хорошо знаете, что литературное произведение живет в различных формах — сказки, басни, стихотворения, рассказа, повести и других. Одним из наиболее распространенных жанров эпоса является роман. Эта разновидность художественной литературы выделяется среди других широтой охвата событий и наличием нескольких сюжетных линий. В романах изображены глубокие и сложные жизненные проблемы, действует множество персонажей. Так, например, по подсчетам исследователей, в романе Сервантеса встречается 669 (!) персонажей, представляющих все общественные слои и почти все профессии тогдашней Испании. Все это определяет большой объем таких произведений. Во времена средневековья были распространены так называемые рыцарские романы, изображающие подвиги рыцарей во имя прекрасной дамы. Именно в этот период и стали употреблять слово «роман» для названия определенных произведений. Оно возникло из французского словосочетания — «рассказ на романском языке» . Произведение Мигеля де Сервантеса привлекало многих деятелей искусств. Среди иллюстраций к роману наиболее известны работы Гюстава Доре, Пабло Пикассо, Саввы Бродского. В театральном мире наибольший успех имели балет Людвига Мйнкуса «Дон Кихот Ламанчский» в постановке Мариуса Петипа (премьера состоялась в 1869 г.) и одноименная опера Жюля Массне, написанная специально для Федора Шаляпина и впервые поставленная на сцене в Монте Карло (1910). Интересно, что великий русский бас нарисовал эскизы костюма и собственноручно изготовил грим для образа Дон Кихота, арию которого он исполнял. Ныне на подмостках Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки (г. Киев) идет спектакль «Дон Кихот. 1938 год» (режиссер Леонид Остропольский, постановщик Михаил Резникович). В его основе — пьеса Михаила Булгакова «Дон Кихот», а также фрагменты из других его пьес, мемуаров, эпистолярного наследия. Спектакль интересен тем, что в нем проводится параллель между Дон Кихотом и Булгаковым. «Что выражает собою Дон Кихот? … Веру прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое, в истину, одним словом, в истину, находящуюся вне отдельного человека, но легко ему дающуюся, требующую служения и жертв, но доступную постоянству служения и силе жертвы… Он весь живет (если так можно выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам — волшебникам, великанам, т.е. притеснителям. … Дон Кихот может показаться то совершенным безумцем, потому что самая несомненная вещественность исчезает перед его глазами, тает как воск от огня его энтузиазма (он действительно видит живых мавров в деревянных куклах, рыцарей в баранах), то ограниченным, потому что он не умеет ни легко сочувствовать, ни легко наслаждаться; но он, как долговечное дерево, пустил глубоко корни в почву и не в состоянии ни изменить своему убеждению, ни переноситься от одного предмета к другому; крепость его нравственного состава (заметьте, что этот сумасшедший, странствующий рыцарь — самое нравственное существо в мире) придает особенную силу и величавость всем его суждениям и речам, всей его фигуре, несмотря на комические и унизительные положения, в которые он беспрестанно впадает… Дон Кихот — энтузиаст, служитель идеи и потому обвеян ее сияньем.