Все мы вышли из гоголевской шинели. Авторство ошибочноприписывается Ф. М. Достоевскому, который однажды произнес эту фразу вбеседе с французским литератором Э. Де Вогом. Последний понял ее каксобственные слова писателя и так ее и привел в своей книге «Русскийроман» (1886). Но в действительности эти слова принадлежат, как доказалсоветский литературовед С. А. Рейсер французскому критику Эжену Вогюэ, опубликовавшему в «Rftvue ties deux Mondes» (1885. № 1) статью оДостоевском. В ней он говорил об истоках творчества этого русскогописателя. В настоящем виде это выражение вошло в оборот после того, как иРоссии вышла книга Эжена Вогюэ «Современные русские писатели. Толстой —Тургенев — Достоевский». Творчество Гоголя чрезвычайно обогатилорусскую литературу, раздвинуло рамки художественногоизображения. Социальный пафос, «демократизм и гуманизм», обращение кмассовым, повседневным явлениям, создание ярких, эмоциональных исоциальных типов, соединение лирико-патетического игротескно-сатирического изображения жизни — эти гоголевские черты былиактивно подхвачены молодыми писателями 40 — х годов XIX века. Но Гогольоказал также большое влияние и на дальнейшее развитие русскойлитературы, «отозвавшись» в творчестве самых различных ее представителей— от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова. Писатель неошибся, говоря о своем «пророческом даре», о способностях поэтическипредвидеть грядущее и великие перемены национальной жизни. Читая повестиГоголя, мы не раз вспоминаем, как останавливался перед витринойнезадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синей шинели состарым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго, с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, сглубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь. «Шинелью» Н. В. Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленькогочеловека» от несправедливости господствующего общества. Гоголевскоенаправление в искусстве стали называть натуральной школой. Повесть «Шинель» положила начало этому направлению.в. г. Белинский, выступавшийгорячим сторонником натуральной школы, подчеркивал ее связь сидейно-художественными принципами гоголевского реалистическоготворчества, утверждая плодотворное влияние гоголевской школы насовременную русскую литературу. Влияние «Гоголевского направления» надальнейшие судьбы русской литературы свидетельствовало о победематериалистической эстетики над идеалистической, что благотворносказывалось на развитии русского реалистического искусства.