Именно Ситниковзнакомит Базарова и Аркадия с одной «прогрессивной» дамой, И вот переднами Евдоксия Кукшина — еще одна «нигилистка». В ее доме мы встречаемся спризнаками «эмансипированности» хозяйки: криво висящая на дверитабличка, разбросанные повсюду окурки, запущенность и грязь. Внешний вид «эмансипэ» Кукшиной вызывающе неряшлив: это несколько растрепаннаямолодая дама в не совсем опрятном платье. Казалось бы, Базаров непридает значения одежде, но и он, увидев Кукшину, поморщился. Авторсообщает читателю, что выражение ее лица как-то неприятно действовало навсех, кто ее видел. Все ненатуральнов Кукшиной. Она хочет быть независимой и даже развязной, но при этомполучается у нее все неловко, неестественно. Она стремится показать себяобразованной женщиной и пытается втянуть Базарова в псевдонаучныйразговор о женском вопросе и отсталости Жорж Санд. По всему ясно, чтотакие же беседы она постоянно ведет с Ситниковым, удивляя своими «познаниями» провинциальных горожан. А вот Базарова, понимающего пустотуэтих рассуждеий, такие дискуссии не интересуют. Как бы никичилась Кукшина своей «эмансипированностью», она все же живет соглядкой на общественное мнение. Так, например, на балу у губернатора, когда Аркадий и Базаров уехали, «независимая» дама «нервически» злобно, но робко засмеялась им вслед. Ее самолюбие было уязвлено тем, что на неене обратили внимания. Так кто жетакая Кукшина? Прогрессивная образованная женщина? Конечно, нет. Онадаже и журналов не читает — они лежат у нее в комнате с неразрезаннымистраницами. Видимо, у нее не сложилась семейная жизнь. Детей, которымможно было бы уделять внимание, у нее нет. И чтобы как-то заявить осебе, с одной стороны, и оправдаться перед провинциальным обществом, сдругой, она объявляет брак предрассудком и даже преступлением. Базаровговорит: «Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои» . «Долой авторитеты! » — вторят ему Кукшина и Ситников. Но разве они имеют о чем-либо своемнение? Нет. Их привлекает нигилизм как мода. Они видят в немвозможность заставить о себе говорить и вести себя с большой долейраспущенности. На их примереТургенев показывает, насколько велика разница между словами «быть» и «слыть». Ситников и Кукшина слывут прогрессивными людьми, но таковыми неявляются. Окружив Базарова мнимыми учениками, жалкими и бездарнымиподражателями, автор возложил миссию представлять поколение «детей» целиком на главного героя. Ситников иКукшина, подражая нигилистам, скрывают свое чувство неполноценности. УКукшиной это проявляется в неспособности быть женой и матерью. Ситниковже стыдится своего простого происхождения. И все же этигерои не случайно появляются в романе Тургенева. Они подчеркиваютодиночество Базарова, усиливая его трагедию. Нет у Евгения союзников, единомышленников, последователей и продолжателей его дела. Даже Аркадийоказался временным попутчиком. Учителю не удалось перевоспитать лучшего иединственного своего ученика. А перевоспитывать Ситникова и Кукшину он ине собирался. Неужели его теория дала трещину? Где он ошибся? Почему онодинок? Может, Базарову надо поискать новую общественную теорию? Какнеуступчивая и трагическая личность, он идет до конца, выбираяпоследовательный индивидуализм на почве старых взглядов.