51

Евгения Замятина ДРАКОН — анализ

25 апреля 2022

Евгения Замятина ДРАКОН — анализ

категория: литература



46

В 1918 году Е. Замятин пишет рассказ «Дракон». Произведение в высшей степени метафорическое. Смыслообразующими метафорами в произведении являются прежде всего дракон (человеко-зверь, существо, принадлежащее двум мирам), а также несущийся трамвай как воплощение сумасшедшего мира. При этом сразу же можно отметить особенности функционирования авторской метафоры. Во-первых, метафора служит ключом для понимания того, что перед нами не только реальность, но и метареальность. Подобное мироощущение вообще-то характерно для критических периодов истории, но в подобном мировидении Замятина нет эскапизма. Скорее наоборот: писатель стремится к наибольшему художественному проникновению, стремится исследовать мир как можно более детально и в разных масштабах. Оттого с одной стороны – «ледяное солнце» и «туманный мир» (Замятин 1989:147), с другой – взгляд сфокусирован на наименьшем: «красных драконьих лапах» (Замятин 1989:148) и тельце воробья в этих лапах. Во-вторых, замятинская метафора двойственна. Дракон предстает перед нами как порождение горячечного бреда «люто замороженного» (Замятин 1989:147) Петербурга, намеренно одушевленного автором. Скорее всего, поводом для создания этой метафоры послужил зримый образ изрыгаемого тумана: «слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки» (Замятин 1989:147). Дракон – хищное и сильное существо, которому нетрудно отправить на тот свет человека. И в то же время он отогревает птичку в лапах, отбросив за ненадобностью винтовку. Образ трамвая по смысловой насыщенности преодолевает свое функционирование на уровне детали и приобретает свойства действующего лица. Следует заметить, что в рассказе почти не существует неодушевленных предметов. Петербург болен и бредит, трамвай скрежещет зубами и несется в неизвестное, даже картуз готов «проглотить» голову своего владельца. Таким образом на уровне предметов разного масштаба иллюстрируется единство мира, который разобщен в своих частностях, но неделим в перспективах исторического развития. Несмотря на безумную гонку в неизвестность, трамвай идет по рельсам. Это метафора движения в заданном направлении, неотвратимого хода истории. Вспомним, что образ дороги традиционно связан с мотивами странничества, бездомности, человеческой жизни… В рассказе «Дракон» Замятин добавляет к традиционному образу трамвай (атрибут городской жизни, технической цивилизации) и делает традиционный образ настолько динамичным, насколько это в соответствии с его пониманием темпа современности. В таком воплощении метафора движения становится своего рода эстетическим ресурсом для литературы последующего периода. Насколько традиционным может быть образ в подобном виде – вопрос спорный. Но то, что он оказался востребованным – факт доказанный.

Знаете ответ?


Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее...