3) Автор употребляет при описании Марии образные средства выразительности: 1) сравнения: "она свежа, как вешний цвет» ,"ее движения то лебедя пустынных вод напоминают плавный ход, то лани быстрые стремленья» ,"как тучи, локоны чернеют ","как пена, грудь ее бела» ,"звездой блестят ее глаза» ,"ее уста, как роза, рдеют "; 2) эпитеты: вокруг высокого чела, девицей скромной и разумной, пугливаи стройна. Эти образные средства помогают представить героиню в блеске ее красоты и молодости. Сначала чувства Марии к Мазепе были сильны, ожидая решения о ее свадьбе с Мазепой," одна невеста в сенях бродит, трепещит и решенья ждет». Ради своего возлюбленного «Всем, всем готова я жертвовать, поверь."После того как Мазепа свершает казнь над Кочюбеем, отцом своей возлюбленной,"но дочери любовь главы отцовской не окупит… ", Мария сбегает из его хором. Но любовь не угасла, а лишь притихла. После разгрома армии Карла ХII беглицы ночуют на берегу Днепра, и Мазепа слышит, что его кто — то окликает в ночной тиши, открыв глаза, он видит Марию в рубище, с распущенными волосами, сверкающими впалыми глазами. Она лишилась рассудка, но попрежнему любит его.