Легко ли было Володе, когда он сказал неправду? Как он вел себя после этого, о чем думал? Обобщаа ответы детей, учитель скажет о том, что случайно вырвавшаяся неправда не принесла облегчения мальчику. Он не раз плакал, обдумывал, как же ему поступить, он понимал, как это плохо всех обманывать, обман не приносит радости, его очень мучила совесть. Этот случай еще больше закрепил в нем отвращение ко всякой неправде. После перечитывания последней части рассказа дети читают и объясняют пословицу «Совесть без зубов грызет» .2. Затем учитель переходит к чтению произведения А. Гайдара «Совесть», понимание которого в какой-то мере подготовлено чтением предшествующего рассказа. После того как дети прослушали рассказ, учитель спросит их, о чем же им рассказал Аркадий Петрович Гайдар.— Рассказ очень маленький, но писатель А. Гайдар умел многое рассказать немногими словами. Только надо уметь вчитываться в текст, уметь правильно его понимать.3. Далее идет перечитывание текста и его разбор в соответствии с вопросами, помещенными в книге. Если во время этой работы учащиеся будут отмечать слова, относящиеся к характеристике Нины и малыша, то эти выделенные опорные слова помогут лучше представить главных героев рассказа и понять, почему у Нины было так тяжело на сердце. Работая над первыми тремя вопросами, помещенными в учебнике, дети Перечитывают начало рассказа. На основе прочитанного учитель поможет составить им. Некоторое представление о Нине. Они узнают, что она поленилась приготовить уроки, поэтому испугалась идти в школу. А трусость, как известно, живет рядом с ложью, обманом. Девочка идет в рощу и думает, что ее никто здесь не увидит. Перед тем как задать 4-й вопрос, учитель выясняет, догадались ли дети, что Нина подумала о малыше, за кого она его приняла и почему она так решила (она решила, что малыш тоже прогульщик и гуляет, как и она, в роще с букварем и тетрадкой). Работая над этой частью рассказа, учитель должен обратить внимание на состояние, настроение Нины (она хотела посмеяться над малышом, но, разговорившись с ним, она нахмурилась, так как ее первоначальное предположение о том, что мальчик тоже прогульщик, не оправдалось). Учитель задает детям такие вопросы: — Каким Нина представляла себе малыша? Каким же был мальчик? Дети коллективно отыскивают слова, помогающие им описать малыша. (У него добрые, доверчивые глаза, он смешной, добродушный. Его очень удивили слова Нины, которая решила, что он обманывает родителей.) Нина невольно сравнила себя с этим добродушным мальчиком и нахмурилась, хорошее настроение у нее пропало. При работе над 5-м вопросом учитель подчеркивает, что Нине уже стало стыдно за свое поведение, она очень неловко чувствовала себя перед маленьким мальчиком, который случайно попал в рощу. После ответа на 6-й вопрос учащиеся объясняют, как они понимают слова «грызла беспощадная совесть» .4. Далее рассказ прочитывается целиком. При чтении дети должны показать голосом, что Нина очень строго говорила с малышом, а в ответе малыша должно прозвучать удивление. После перечитывания учащиеся читают с доски пословицы и выбирают те, которые можно соотнести с прочитанным рассказом: «На обмане далеко не уедешь»; «В ком есть стыд, в том есть и совесть»; «Совесть без зубов грызет» . Первоклассникам трудно осознать такое сложное понятие, как «совесть», но образ девочки, которая пережила чувство стыда за свое поведение, делает это понятие более наглядным и доступным их пониманию.5. Задание на дом: выразительно читать рассказ «Совесть» и прочитать рассказ «Трусиха» (задание индивидуальное).