Под газификацией угля понимают превращение каменного или бурого угля с помощью газифицирующих агентов в смесь газов. При этом стремятся достигнуть наиболее полного превращения углерода исходного топлива. Принципиально возможно газифицировать все угли, однако в этих процессах преимущественно используют молодые угли, от бурых до слабо спекающихся каменных. В качестве газифици рующих агентов обычно применяют воздух, кислород, водяной пар, диоксид углерода и (особенно в последнее время) водород, а также смеси этих веществ. Полученные газы содержат оксид и диоксид углерода, водород, метан, водяной пар и в виде приме си азот, который вносится с воздухом. Серу, находящуюся в топливе в связанном состоянии и являю щуюся нежелательной примесью, переводят в газообразные серо водород и серооксид углерода; количество последнего незначи тельно. В зависимости от способа газификации в газе могут на ходиться также продукты полукоксования угля. Перечень гази фицирующих агентов, состав образующихся газов, а также воз можное применение полученных газовых смесей приведены на рис. 53 [1]. Среди процессов газификации различают автотермические, при которых тепло, необходимое для эндотермического процесса газификации, получают путем сжигания части введенного топли ва кислородсодержащими газифицирующими агентами, и аллотермические, когда требуемое тепло подводится извне, с помощью твердого или газообразного теплоносителя. Автотермические процессы в зависимости от направления реакционных по токов подразделяют на противоточные и прямоточные. Важное преимущество противоточных процессов — более благоприятные условия использования тепла; недостаток их заключается в смешении газа, образующегося при газификации, с газом термического разложения, содержащим сравнительно большое количе ство метана и высших углеводородов. Рис. 53. Способы газификации угли и направления использования получаемых газов. Аллотермические процессы можно различать по способу подвода тепла; 1) с твердым или газообразным теплоносителем; 2) Передача тепла через стенку реакционного аппарата или, согласно новым предложениям, посредством погруж ного нагрева, при котором теплообмен осуществляется в реакционном простран стве. Однако второй способ теплопередачи очень сложно осуществить. Оба варианта процессов наряду с достоинствами имеют и не достатки, поэтому пытались с помощью третьей группы процес сов — многоступенчатых — уменьшить эти недостатки и не утра тить соответствующих преимуществ. Многоступенчатые процессы, разработка которых была начата раньше всего в США в 50-х гг, были предназначены в основном для получения газа, способного заменить природный газ, — производство газа SNG*. В связи с этим стремились получать первичный сырой газ, имеющий воз можно больше метана и не загрязненный нежелательными про дуктами полукоксования угля — маслом, смолой, фенолами. Для производства синтез-газа, используемого для получения аммиака и метанола, в оксосинтезе или в синтезе Фишера — Тропша, напро тив, необходимо точно поддерживать отношения СО: Н2 и Н2: N2 в первичном газе. Все эти требования обусловливают управление ходом реакций при газификации. Это достигается не только подбо ром давления и температуры; решающее значение имеет состав газифицирующего агента: он должен состоять в основном из кис лорода и перегретого водяного пара, возможно присутствие СО2. Если получаемый газ направляют на синтез аммиака, такой газ в идеальном случае должен содержать 75% (об.) Н2 и 25% (об.) N2; выгодно применять для газификации угля воздух, обо гащенный кислородом. При этом предполагается, что газифика ция топлива проводится непрерывно. Опыт применения периодической газификации, которая полу чила развитие еще в период II мировой войны, с так называемы ми периодами воздушного и парового дутья при дальнейшем рас смотрении не учитывается. При периодической газификации загру женное топливо при периодической подаче воздуха (воздушное дутье) нагревали ниже температуры плавления золы, чтобы в ре зультате тоже периодического пропускания водяного пара (паровое дутье) получить требуемый синтез-газ. За счет эндотермиче ского взаимодействия водяного пара с углеродом слой топлива снова охлаждается. Продолжительность воздушного и парового дутья изменяли в зависимости от реакционной способности топлива [2].