1) Марксистско-ленинская точка зрения. Марксизм-это продукт западной культуры, таким образом, предлагается рассматривать Россию по аналогии с обществами, относящимися к западной цивилизации. В стране происходила смена общественно-экономических формаций, хотя и с отставанием от Европы. Но во второй половине 19 века Россия ускорила свое развитие, практически одновременно с развитыми странами на рубеже 19-20 вв. Перешла к империализму, раньше других подошла к рубежу перехода к высшей формации-коммунизму (ее первая ступень социализм). Для принятия этой концепции в качестве основной при рассмотрении истории, необходимо дать ответы на два вопроса: почему страна второго эшелона оказалась первой при переходе в социализм? Почему ни одна из стран первого эшелона за Россией в социализм не последовала? При всем обилии литературы марксистско-ленинского убедительного ответа на эти вопросы нет. Под заранее заданную теоретическую концепцию подобраны подходящие факты.2) Россия-часть западной цивилизации. Россия, хотя и с отставанием, развивалась в русле западной цивилизации. Накануне Первой мировой войны ее развитие стало динамичным и обещало выход России в категорию развитых стран. Однако в ослабленной Первой мировой войной стране большевики, опираясь на неграмотные массы, взяли власть, и Россия сошла с цивилизационной магистрали. В ней установилась власть толпы, которая привела к тоталитаризму. В настоящее время возникли условия для возвращения в цивилизацию, которая понимается как западная.3) Россия-страна восточного типа. Предпринимались попытки включить Россию в европейский путь развития: принятие христианства, реформы Петра Первого. Но они окончились неудачей. После Октябрьской революции и нескольких лет борьбы страна превратилась в обычную восточную деспотию во главе с тираном-партийным вождем. В советском обществе присутствуют черты восточного типа. Например, за периодом реформ следовал период контрреформ, за революцией контрреволюция и т.д.4) Евразийская концепция. Она появилась давно, еще в теоретических разработках Чаадаева (19 век). Впервые евразийство громко заявило о себе в начале 20-х годов. Русские ученые — князь Трубецкой, Савицкий, Флоровский за границей выпустили несколько сборников. Позже к течению примкнули философ Карсавин, историк Вернадский, юрист Алексеев. Были сторонники и противники концепции (оправдание большевизма). Это привело к распаду евразийцев. С конца 80-х годов вновь началась публикация работ евразийцев, основные идеи которых заключались в следующем: западничество чуждо для России, критиковали славянофильскую модель мира, которая (по В. Соловьеву) включала три силы: Запад, мусульманский мир (Восток) и славянский мир во главе с Россией. Одним из главных факторов истории считали связь культуры и жизни народа с географической средой. Громадные пространства России наложили отпечаток на историю страны, способствовали созданию своеобразного культурного мира. Подчеркивалось влияние на русское самосознание тюрско – татарского фактора. Таким образом, после всего выше изложенного, с каких же позиций предлагается рассматривать историю страны? 1. Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде.2. Россия представляет цивилизационно неоднородное общество. Это конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром.3. Россия расположена между центрами цивилизационного влияния — Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному варианту.4. Россия представляет собой «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизаций. В связи с этим для нашей страны на протяжении всей истории крайне стояла проблема выбора альтернатив. По какому пути разваться?