Вопрос Булоса: «Означает ли «da» «да», только если ты бог правды, а бог B — бог случая? ". Другой вариант вопроса: «Является ли нечетным числом количество правдивых утверждений в следующем списке: ты — бог лжи, „ja “обозначает „да “, B — бог случая? » Решение задачи может быть упрощено, если использовать условные высказывания, противоречащие фактам (counterfactuals) [4][5]. Идея этого решения состоит в том, что на любой вопрос Q, требующий ответа «да» либо «нет», заданный богу правды или богу лжи: Если я спрошу тебя Q, ты ответишь «ja»? Результат будет «ja», если верный ответ на вопрос Q это «да», и «da», если верный ответ «нет». Для доказательства этого можно рассмотреть восемь возможных вариантов, предложенных самим Булосом: Предположим, что «ja» обозначает «да», а «da» обозначает «нет»: Мы спрашивали у бога правды, и он ответил «ja». Поскольку он говорит правду и верный ответ на вопрос Q — «ja», оно обозначает «да» . Мы спрашивали у бога правды, и он ответил «da». Поскольку он говорит правду и верный ответ на вопрос Q — «da», оно обозначает «нет» . Мы спрашивали у бога лжи, и он ответил «ja». Поскольку он всегда лжет, поэтому на вопрос Q он ответит «da». То есть правильный ответ на вопрос «ja», который обозначает «да» . Мы спрашивали у бога лжи, и он ответил «da». Поскольку он всегда лжет, поэтому на вопрос Q он ответит «ja». То есть правильный ответ на вопрос «da», который обозначает «нет» . Предположим, что «ja» обозначает «нет», а «da» обозначает «да»: Мы спрашивали у бога правды, и он ответил «ja». Поскольку он говорит правду и верный ответ на вопрос Q — «da», оно обозначает «да» . Мы спрашивали у бога правды, и он ответил «da». Поскольку он говорит правду и верный ответ на вопрос Q — «ja», оно обозначает «нет» . Мы спрашивали у бога лжи, и он ответил «ja». Поскольку он всегда лжет, поэтому на вопрос Q он отвечает «ja». Но, так как он лжет, верный ответ на вопрос Q — «da», что означает «да» . Мы спрашивали у бога лжи, и он ответил «da». Поскольку он всегда лжет, поэтому на вопрос Q он отвечает «da». Но, так как он лжет, верный ответ на вопрос Q — «ja», что означает «нет» . Используя этот факт, можно задавать вопросы: [4]Спросим бога B: «Если я спрошу у тебя „Бог А — бог случая? “, ты ответишь „ja “? ». Если бог B отвечает «ja», значит, либо он бог случая (и отвечает случайным образом), либо он не бог случая, а на самом деле бог A — бог случая. В любом варианте, бог C — это не бог случая. Если же B отвечает «da», то либо он бог случая (и отвечает случайным образом), либо B не бог случая, что означает, что бог А — тоже не бог случая. В любом варианте, бог A — это не бог случая. Спросим у бога, который не является богом случая (по результатам предыдущего вопроса, либо A, либо C): «Если я спрошу у тебя: „ты бог правды? “, ты ответишь „ja “? ». Поскольку он не бог случая, ответ «ja» обозначает, что он бог правды, а ответ «da» обозначает, что он бог лжи. Спросим у этого же бога «Если я у тебя спрошу: „Бог B — бог случая? “, ответишь ли ты „ja “? ». Если ответ «ja» — бог B является богом случая, если ответ «da», то бог, с которым еще не говорили, является богом случая. Оставшийся бог определяется методом исключения.