Содержание исторического знания и, соответственно, создаваемой в рамках этого знания картины прошлого, определяется признанными в данном обществе функциями истории, которые задают цели конструирования прошлого, и правилами такого конструирования, являющимися локальными критериями «истинности» той или иной панорамы исторической реальности. Эти два аспекта исторического знания тесно связаны между собой — соответствие принятым установкам (целям, функциям) является одним из критериев «правильности». В свою очередь создание «истинной» картины прошлого всегда считалось одной из важнейших функций истории. Лукиан из Самосаты (И в.н.э.): «Единственное дело историка — рассказывать все так, как оно было» Вольтер (XVIII в.): «История — это изложение фактов, приведенных в качестве истинных, в противоположность басне, которая является изложением фактов ложных» (1978) П. Конкин (XX в.): «История — это правдивый рассказ о человеческом прошлом» «история — как колесо. То, что было, будет опять, (в несколько измененном виде). Если знаешь историю — можешь предугадать, что будет дальше» «история — это наука о прошлом, настоящем и перспективах на будущее развития человечества. Значимость истории трудно переоценить, человек без прошлого — это человек и без будущего. Важно насколько история достоверно доносит до нас исторические факты, нет ли там фальсификации, лакировки действительности, ретуши отдельных событий и нивелирование главного. Насколько велико могущество историка субъективно интерпретировать материал, без предвзятости освещать дела минувших дней. Но бесспорно остается то обстоятельство, что тот народ, котрый не изучал свою историю, он невежд к памяти своих предков, дедов, отцов, у такого человека отсутствует чувство сопричастности к мировой истории и он уже сам себя тем самым отодвигает на обочину исторического процесса. Быть без истории, значит быть без памяти, приобрести историческую амнезию и влачить жалкое существование во мраке неведения. Абсолютна одна истина — история щедро нас одаривает наследием прошлых времен, тех которые канули в лету, но уроки которых мы извлекли."