Интерес к этике — одна из характерных примет нашего времени. Нравственные коллизии, обсуждаемые на страницах газет и журналов, как правило, вызывают обильную почту и живой человеческий отклик. В общем, это естественно. Чем более зрелым становятся человек и общество, тем сильнее их волнуют нравственные проблемы. Этика есть наука о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека. Она исследует конечную цель жизни человека и поведения его, поскольку оно ведет к достижению этой цели отклонению от нее. С момента своего возникновения этика была призвана занять определенную позицию по отношению к одной из вечных проблем нравственности — моральному злу. Ей предстояло выявить и описать характерные черты зла и его «опознавательные знаки», выяснить причины его появления, развенчать аморализм, показать его отталкивающие качества, вести неустанный поиск путей борьбы со злом, его искоренения. Все эти функции сходились, как лучи в фокусе, то есть независимо от субъективных, индивидуальных и групповых моральных оценок, или все то, что принято называть злом, оказывается таковым лишь вследствие именно такой оценки данного явления. Развитие и углубление понятия зла в истории этики происходило в противоборстве различных решений данной проблемы. Вопрос о природе зла органически связан с более общей и фундаментальной проблемой этики — проблемой сущности морали. Если мораль представляет собою какую-то сущностную сторону бытия, то очевидно, и зло — не простая видимость или продукт субъективной точки зрения, а нечто противостоящее бытию, придающее ему ложные искаженные формы. Если же мораль — только функция, не заключающая в себе никакого объективного значения, а употребляемая лишь для личного или совместного удобства, то и зло приобретает иллюзорный, необязательный, произвольный характер: вроде пугала, которого может устрашиться лишь тот, кто не знает его действительного смысла. В истории этики было представлено множество пониманий сущности морали и соответственно зла. Их можно свести к четырем основным типам: этическому абсолютизму, этическому конвенциализму, имморализму и диалектическому объяснению зла. Всю историю этики допустимо рассматривать как движение от непрекращающейся борьбы между абсолютизмом и конвенциализмом через временные, но не редкие имморалистические отклонения к диалектическому пониманию зла, преодолевающему крайности и однородности предшествующих подходов.