«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» ( «Каролингский ренессанс») — условноенаименование эпохи подъема раннесредневековой культуры в империи КарлаВеликого и королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. В основном натерритории Франции и Германии. «Каролингское возрождение» проявилось ворганизации новых школ для подготовки духовенства (в Туре, Реймсе, Райхенау и др.), во внимании к античной литературе и светским знаниям, врасцвете изобразительного искусства и архитектуры. Каролингский стиль. Каролингский иллюстратор, Иисус Навин и народ Израиля. Вкаролингском искусстве, воспринявшем как торжественную импозантностьпозднеантичного и византийского искусства, так и местные традиции, сформировались основы европейского средневекового искусства. Политературным источникам известно об интенсивном строительстве обширныхмонастырских комплексов, укреплений, базиликальных церквей и резиденций — «пфальцев» (среди сохранившихся построек — центрическая капеллаимператорской резиденции в Ахене, капелла-ротонда Санкт-Михаэль вФульде, церковь в Корвее, 822-885 гг., надвратная постройка в Лорше). Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками (ораторий вЖерминьиде-Пре, после 806 г.) и фресками (фрагменты росписей в церквахМюнстера, около 800 г., и Осера, 841-858 гг.). В монументальной живописи IX в., наряду с раннехристианскими традициями, наблюдаются черты порывистости и экспрессии. В книжной миниатюре античная стилистика часто сочетается сосредневековой символикой и орнаментикой ( «Евангелие Годескалька», около 781-783 гг.), страстная взволнованность выражается в динамике и свободекомпозиции, экспрессии рисунка ( «Утрехтский псалтырь» , IX в.). Средишкол книжной миниатюры выделяются дворцовые в Ахене, реймсская, турская идр. Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновойкости (складни, оклады книг, ларцы и гребни); были развиты литье, чеканка и гравировка по металлу, эмаль, резьба по камню.