В средние времена были выделина три сословия: Первое сословие — «те, кто молится» (монахи и свя щенники) — заступаются за людей перед Богом. Второе — «те, кто воюет» (светские феода лы) — защищают христиан от врагов. Третье — «те, кто трудится» — кто не входит в первые два сословия, и прежде всего крестьяне, но так же и горожане, которые добывают для всех все, что необходимо для жизни. Наличие разных по правам и престижу сословий — важная особен ность средневекового общества. Духовенство относили к первому, самому главному сословию. Ведь церковь считалась по средником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блажен ства. Христианская мораль требовала выпол нять нравственные правила, перечисленные в Библии, в том числе — относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Пропо ведь церкви смягчала жестокие нравы и улуч шала поведение людей. Церковь учила никогда не терять надежды. Считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу рас каянием и исповедью, то есть искренним расска зом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить раскаявшегося грешника. Образцом, на кого следует равняться, счи тался святой человек, который отрекся от зем ных забот и соблазнов. Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества — ведь имущество отвлекает от забот о спа сении души, оно связано с жадностью и враж дой. «Презирай богатства земные, — говорил один церковный деятель, — чтобы ты мог обре сти богатства небесные» . Церковь призывала добрыми делами спасти свою душу и заслужить место в раю. Короли знать, купцы и даже небогатые люди старались помогать нищим, убогим, калекам, арестантам, раздавали им мелкие деньги, подкармливали. Погоню за богатством официальная христиан ская мораль не одобряла, ведь в Евангелии было сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай». Часть своих доходов церковь была обязана тра тить на помощь нищим, бедным и больным: раз давала продукты во время голода содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.