Первый этап — раннее Рисорджименто, которое, в свою очередь, делится на два периода. Первый период (1780—1815), когда в полуфеодальной Италии прокатилась волна стихийных народных выступлений и началось первое наступление буржуазных элементов, которому способствовали события французской буржуазной революции 1789 г. И наполеоновского господства в Италии с 1796 по 1813 г. Вместе с тем, это период зарождения национального движения. Ко второму периоду раннего Рисорджименто (1815—1831) относится карбонарское движение. Карбонарии организуют в это время свои тайные общества (венты), ведущие заговорщическую политику. Карбонарские восстания в 20-х годах терпят поражение, так как карбонарии были далеки от народных масс, в своих действиях не опирались на движение народа, крестьянства; но это уже сознательные, заранее подготавливаемые выступления. Второй этап Рисорджименто — 1831—1848 годы. В этот период происходит расширение фронта национально-освободительного движения. Организованный Мадзини союз «Молодая Италия» сплачивает вокруг себя демократические круги общества и развертывает широкую пропаганду освободительных идей в народе. Заключительный этап — 1848—1871 годы. В национальное движение включаются более широкие массы: добровольческая армия Гарибальди, в которую входила в основном городская беднота и моряки, становится с 1859 г. Действующим передовым отрядом движения; сельская беднота вливается в армию добровольцев. Гарибальдийцы придают событиям революционный размах. В 1861 г. Италия в основном получает независимость, а в 1871 г. Ее объединение завершается. Периоды зрелого Рисорджименто связаны с господством романтизма в литературе и искусстве. Ведущими жанрами этого времени становятся исторический роман, лирическая поэзия. Наивысшего расцвета достигает музыкальная драма [опера]. Рисорджименто позднего периода породило артистов мирового масштаба — Густаво Модена, основателя романтического стиля в актерском искусстве, Аделаиду Ристори, которую парижане сравнивали с великой Рашель, Эрнесто Росси, исполнителя и постановщика, и, наконец, знаменитейшего Томмазо Сальвини. Актерское мастерство в Италии росло вопреки слабой драматургии — в этом не было парадокса. Актерская игра подменяла содержание драмы. Превалировала высокая романтическая эмоция, одухотворявшая текст; страстность надолго осталась национальной особенностью игры итальянцев: в этом выразились идеалы времени, сформировавшие психологический облик современника освободительной борьбы.