Фольклор мансиУ народа манси не было письменности до 30-х годов XX века. История народа, его прошлое отразилось в устном народном творчестве – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе, в обрядах и обычаях. Устное народное творчество играло большую роль в быту и служило, можно сказать, школой жизни, прививало понятие о нравственных ценностях и этике, воссоздавало картину исторического прошлого. Фольклор отражает духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи. Устное народное творчество народа манси чрезвычайно богато и разнообразно. Фиксировать фольклор начали еще в XIV-XV вв. Самые ранние сообщения о фольклоре обских угров имеются в русских хрониках XIV века. Первым, кто упоминает о песнях вогулов и остяков, был Григорий Новицкий [1] (1770-1774), который сообщает о существовании героического эпоса; пишет об обряде жертвоприношения и молитвах, с которыми вогулы обращаются к божеству. Кроме того, он описывает медвежий праздник, который сопровождается играми, танцами и песнями. Новую полосу в изучении Сибири и ее народов открывают экспедиции Российской Академии наук, проводимые в 1720-1770 годах. Руководителями экспедиций были Д. Г Мессершмидт, Ф. И. Фон Штраленберг, Г. Ф. Мюллер, П. С. Паллас, И. И. Георги, Ф. Ф. Зуев, И. И. Лепехина, П. Любарских. В XIX – начале XX века происходит активизация исследовательской работы по изучению мифологии и языка обских угров. В этот период выдающийся вклад в изучение фольклора северных народов внесли А. Регули (1843-1845), М. А. Кастрен, пути которых однажды даже пересеклись в Сибири, А. Альквист (1854-1858), Б. Мункачи (1888-1889), А. Каннисто (1901, 1904-1906), У. Т. Сирелиус (1898-1900), К. Ф. Карьялайнен (1898-1902), И. Папаи (1898), С. К. Патканов (1886-1888). В настоящее время функционирует не только бытовой, но и обрядовый фольклор. Сказки, загадки, пословицы, поговорки, приметы никогда не уходили из культуры народа. Обрядовый фольклор сохранился частично благодаря тому, что он исполнялся на медвежьих праздниках.