Русская православная церковь не имела инквизиции. Но отсутствие подобногокарательного органа отнюдь не означает, что она не боролась с ересями, с передовымимыслителями, пытавшимися постичь мир таким, каков он есть. Любая церковь всегдаиспользует данную ей власть, чтобы подавлять «нежелательные суждения», решительнопресекать отступления от канонизированных догм, расправляться со свободомыслящими. В этом православная церковь не уступала другим церквам. Как и католические священнослужители, православное духовенство преследовалоеретиков. Древние летописи донесли до нас свидетельства о событиях, происшедшихна Русской земле во второй половине XIV столетия. В Новгороде и Пскове появилисьлюди, которые вели богохульные речи, обвиняли церковь во всех смертных грехах. Одуховенстве говорили, что оно продается за деньги, а не служит богу. О монахах —что они не заботятся о спасении души, а ведут разгульную, сытую жизнь за стенамимонастырей. Конечно, «смутьянов», которых называли стригольниками, церковь обвинилав ереси. Их ловили, заковывали в цепи, подвергали пыткам. Однако антицерковное движение ширилось. Простые люди чувствовали правду в словахпроповедников стригольничества. В 1375 году руководители стригольнического движения Карп и Никита были пойманы иказнены на одной из новгородских площадей. А затем расправились с последователями, которые вели еретические речи, осмеливались грозить православному духовенству карамибожьими. Столетие спустя в России возникло новое антицерковное движение, получившееназвание Новгородско- московской ереси. Оно распространилось очень широко, захватило и крестьян, доведенных до отчаяния гнетом светских и церковных властей, иремесленников, и купцов, которых церковь донимала поборами. Церковники обвинили последователей этого движения в ереси, в святотатстве. Ведь онизаявляли, что православное духовенство занимается стяжательством, помогая властьимущим эксплуатировать и обирать трудовой люд. Более того, еретики подверглисомнению даже истинность вероучения, которое проповедовала православная церковь. Они отрицали христианский догмат о троице. Иисуса Христа считалй не богем, а простымчеловеком. С точки зрения церкви, это была самая откровенная ересь. Православному духовенству удалось удавить еретическое движение. Трижды напоместных собора церковные иерархи обсуждали вопрос, как положить конецраспространению богопротивного учения’. Еретиков предали с церковных амвонованафеме — йрокляшю, всем, кто поддерживал их, духовейство грозило наказаниями. Нотем не менее ересь продолжала существовать долгие годы. Лишь после того как схватили руководителей движения, церковь сумела расправитьсяс Новгородско московской ересью. Зимой 1504 года начались казни сотен еепоследователей. Летопись рассказывает о событиях тех дней: «Тоя же зимы князь великийИван Васильевич… со отцем своим с Симоном митрополитом и с епископы и со всемсобором обыскаша еретиков и повелеша лихих смертною казнью казнить; и сожгошав клетке диака Волка Курицина, да Митю Коноплева, да Ивашка Максимова, декабря 27, а Некрасу Рукавову повелеша языка урезати и в Новгороде в Великом сожгоша егои его брата и иных многих еретиков сожгоша, а иных в заточение заслаша, а иных помонастырям» . Костры… Они пылали не только в Испании и Германии, во Франции и Италии, где бесчинствовала католическая инквизиция. Они пылали и на русской земле, гдеправославное духовенство с их помощью защищало от ересей христианскую веру. Но куда опасней еретиков для церкви, как и для светских властей, были вооруженныевыступления народа. Именно потому она активно помогала власть имущим бороться сбеднотой, поднимавшейся против мира угнетения, стремящейся завоевать свое земноесчастье. ТАМ ЕСТЬ