БУЖАНЕ — восточнославянское племя, жившее на р. Буг. Большинство исследователей полагает, что бужане — это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура. «Повесть временных лет» сообщает: «Бужане, сидевшие по Бугу, после стали зваться волынянами». По мнению археолога В. В. Седова, часть дулебов, которые обитали в бассейне Буга, сначала называлась бужанами, затем волынянами. Возможно, бужане — название лишь части племенного союза волынян. ВОЛЫНЯНЕ, велыняне — восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название — бужане. Согласно другой точке зрения, «волыняне» и «бужане» — названия двух различных племен или племенных союзов. Анонимный автор «Баварского Географа» (1-й пол. 9 в.) насчитывает у волынян 70 городов, а у бужан — 231 город. Арабский географ 10 в. Аль-Масуди различает волынян и дулебов, хотя, возможно, его сведения относятся к более раннему периоду. В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.: они участвовали в походе князя Олега на Византию как «толковины» — переводчики. В 981 г. Киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскуго и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский г. Червень стал с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. На землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княж ВЯТИЧИ — восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва. Согласно «Повести временных лет», родоначальником вятичей был Вятко, пришедший «от ляхов» (поляков) вместе с братом Радимом — родоначальником племени радимичей. Современные археологи не находят подтверждения западнославянского происхождения вятичей. Во 2-й пол. 9-10 вв. Вятичи платили дань Хазарскому каганату. Долгое время они сохраняли независимость от киевских князей. В качестве союзников вятичи участвовали в походе киевского князя Олега на Византию в 911 г. В 968 г. Вятичи потерпели поражение от киевского князя Святослава. В нач. 12 в. Владимир Мономах воевал с вятичским князем Ходотой. В кон. 11 — нач. 12 вв. Среди вятичей насаждалось христианство. Несмотря на это, они долгое время сохраняли языческие верования. В «Повести временных лет» описан погребальный обряд вятичей (сходный обряд был и у радимичей): «Когда кто-то умирал, устраивали по нем тризну, а затем раскладывали большой костер, возлагали на него умершего и сжигали, после чего, собрав кости, вкладывали их в маленький сосуд и ставили на столпах при дорогах». Этот обряд сохранялся до кон. 13 в., а сами «столпы» в некоторых местностях России встречались вплоть до нач. 20 в. К 12 в. Территория вятичей находилась в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах.