Тритон – характерный интервал тональности, состоящий из трех тонов. К тритонам относятся увеличенные кварты и уменьшенные квинты. Количество тритонов в тональности меняется в зависимости от типа лада (натуральный, гармонический, мелодический, дважды гармонический). Инструкция 1Для удобства все тритоны представляйте в рамках тональности, в нашем случае до-мажор. Поскольку при ключе в ней нет знаков, вам будет проще сосредоточиться на самих интервалах. В натуральном мажоре тритоны строятся на четвертой ступени ( «фа» — «си» — увеличенная кварта) и седьмой ( «си» — «фа» — уменьшенная квинта). Обратите внимание: второй тритон является обращением первого. Остальные тритоны располагаются попарно, по такому же принципу (обращение).2В гармоническом мажоре образуется дополнительная пара тритонов на шестой пониженной ступени ( «ля-бемоль» — «ре» — увеличенная кварта) и второй ( «ре» — «ля-бемоль» — уменьшенная квинта). В мелодическом прибавляется пара на седьмой пониженной ( «си-бемоль» — «ми» — увеличенная кварта) и третьей ( «ми» — «си-бемоль» — уменьшенная квинта). В дважды гармоническом мажоре понижается вторая ступень. Таким образом, вторая пара тритонов заменяется на пару от второй пониженной ( «ре-бемоль» — «соль» — увеличенная кварта) и пятой ( «соль» — «ре-бемоль»).3Тритоны минора стройте в тональности ля-минор (параллельная до-мажору тональность, также не имеет знаков). Первая пара тритонов (в натуральном миноре) строится на шестой ( «фа» — «си» — увеличенная кварта) и второй ступенях ( «си» — «фа» — уменьшенная квинта). Обратите внимание: эта же пара встречается в до-мажоре, но ступени имеют другую нумерацию. Иначе говоря, этот тритон общий для параллельных тональностей.4В гармоническом миноре еще одна пара тритонов строится на четвертой и седьмой повышенной ступени ( «ре» — «соль-диез» — увеличенная кварта и ее обращение «соль-диез» — «ре» — уменьшенная квинта). Вспомните: в натуральном мажоре тритон строится именно на этих ступенях.5В мелодическом миноре возникает дополнительная пара тритонов на третьей и шестой ступенях ( «до» — «фа-диез» увеличенная кварта и обращение «фа-диез» — «до» — уменьшенная квинта). В дважды гармоническом миноре пара на четвертой и седьмой ступенях заменяется на пару на четвертой повышенной ( «ре-диез» — «ля» — уменьшенная квинта) и первой ( «ля» — «ре-диез» — увеличенная кварта).6В других тональностях стройте тритоны от ступеней, указанных в статье. Ориентируйтесь на знаки при ключе и знаки, определяющие тип лада.