Гюстав Курбе (Courbet) (10 июня 1819, Орнан — 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пелье, Швейцария), французский художник, ведущий представительреализма в живописи. Родился в семье зажиточного фермера. Учился в Художественной школе в Безансоне, с 1839 года — в Париже. Посещал студию Сюиса, делал этюды с натуры, по многучасов копировал в Лувре произведения старых мастеров, выделяя среди другихВеронезе, Веласкеса, Сурбарана. Пишет портретыи автопортреты, подчас романтизируя и приукрашивая свой облик: «Человек ссобакой» (1842, Пти-Пале, Париж); «Раненый» (1844, Лувр, Париж) — обе работы вСалоне 1844 года; «Счастливые влюбленные» (Салон 1845; музей в Лионе,); «Человекс трубкой» (1846, Музей в Монпелье). Пишет картины, изображающие молодых женщинв пейзаже, интерьере: «Гамак» (1845, коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур); "Деревенские барышни» (1852, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Во время поездки в Голландию испытал сильное влияние Халса иРембрандта. По возвращении он создает рядбольших программных картин на современную тему ("Послеобеденный отдых в Орнане» ,1850, музей в Лилле) и монументальный холст «Похороны в Орнане» (1850, Музей Орсе, Париж), изображающий многолюдную траурную процессию. Воссоздаваялицо французской провинции, Гюстав Курбе запечатлел здесь весь городок отпредставителей власти до местных пьянчужек, от глубоких стариков до мальчиков. Соседи охотно позировали земляку, а не попавшие в картину обижались. Курбе такопределял свою задачу в искусстве: «Запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохисогласно моей оценке». Художник с сочувствием и симпатией относится к тем, ктозарабатывает свой хлеб трудом: «Дробильщики камня» (1849, погибла во времяВторой мировой войны); «Веяльщицы» (1854, Музей в Нанте). Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героевлюдей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалистысделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневнымиделами. Курбе чувствовал себя первооткрывателем, и это придавало егопроизведениям особую значительность: «Возвращение крестьян с ярмарки» (1850, Музей в Безансоне); «Здравствуйте, господин Курбе» (1854, Музей в Монпелье). К Всемирной выставке 1855 года Гюстав Курбе приготовил большую картину «Ателье, илиРеальная Аллегория» (Музей Орсе, Париж), в которой попытался выразить своехудожественное кредо. Картина не была принята (так же, как и «Похороны вОрнане"), и возмущенный Курбе возводит по соседству с выставкой большойпавильон, где выставляет сорок своих полотен, публикует каталог под названием"Манифест реализма». Вокруг него объединяются художники-реалисты. КритикШанфлери издает сборник в защиту нового направления — «Реализм», в 1856-1857 годах выходит журнал с таким же названием. Каждое новое полотно Курбе вызываетскандал, его считают грубым, неприличным, его образы — безобразными. Действительно, его купальщицы — это не изящные нимфы, а широкобедрые, мощныеженщины: «Купальщицы» (1853, Музей Фабра, Монпелье). В 1860-70-х годах Курбе пишет много пейзажей, изображая горные массивы, скалы имарины ("Бушующее море» , 1870, Музей Орсе, Париж) — грозную, суровую стихию, неподвластную человеку и великолепную в своем буйстве. В 1867 году он вновь устраивает выставку, на которой экспонирует около старабот. Слава и успех наконец приходят к нему. В период Парижской коммуныГюстав Курбевыступает как общественный деятель, он делегат мэрии, председатель Федерациихудожников. После разгрома Коммуны его обвиняют в причастности к сносуВандомской колонны, приговаривают к тюремному заключению и огромному штрафу. В1873 году он эмигрирует в Швейцарию и умирает в изгнании.