Родился в крестьянской семье в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. Учился в школе ФЗО в г. Соколе Вологодской области, работалстоляром, мотористом, электромонтером. После службы в армии (1952—1955) работал на заводе в Перми, затем был сотрудником районной гаеты «Коммунар» (Вологодская область, 1956); с этого времени начал выступать в печати. В 1958 г. Был избран секретарем районного комитета комсомола в Грязовецком районе Вологодской области; в 1959—1964 годах учился в Литературном институте им.м. горького; в 1963 г. Был принят в Союз писателей ССР. Ранние стихи и поэмы Белова несут на себе следы характерных настроений 1950-х гг. (периода «оттепели"): душевная возбужденность в пору общественных перемен, пафос дали, новых пространств, поиски подлинно ценного в мире и в себе, жажда движения, героики. В этом русле развивалась массовая поэзия того времени, с которой многообразно перекликаются стихи Белова: Идет человек от порога, В тревожные дали идет. Вместе с многими лириками 1950-х годов молодой Белов в «святой тревоге», в борьбе, в социальном порыве видит настоящее назначение человека, единственно достойное содержание жизни (стихотворение «Россия», поэма «Комсомольское лето"). Еще в юности он покинул родные места, спеша вырваться из малоподвижного уклада и замедленного темпа сельской жизни к притягательной яркости, ускоренно-разнообразному ритму жизни городской. Шаг этот казался радостным шагом к свободе, к небывалым возможностям; позже в поэме «О чем поет гармонь» поэт скажет об этом: И тогда совсем не горевал я, Уходя из дому налегке. В «Плотницких рассказах» герой Константин Зорин (наделенный автобиографическими чертами) вспоминает, как он расставался со своей деревней: "… я всей душой возненавидел все это. Поклялся не возвращаться сюда». Но очень скоро тяга к «отцовскому краю» становится той господствующей силой, которая определяет судьбу Белова и направление его творчества. Тема «возврата» звучит уже в первом поэтическом сборнике «Деревенька моя лесная» (Вологда, 1961). Путь сердца к родине, к «почве», к дому и земле у Белова не путь воспоминаний, созерцательной ностальгии. Это путь интенсивной художественной, языковой работы, в результате которой с 1960-х годов в книгах Белова воссоздается мир северной русской деревни. Эпический по своему наполнению и по способам изображения, этот мир прониэан лиризмом различных оттенков: скорбь, горечь, грусть, нежность и мягкий юмора. В сборнике повестей и рассказов «Знойное лето» (Вологда, 1963) картины сельских будней развертываются в том неспешном порядке, который подчинен деревенскому календарю, чреде домашних дел, течению беседы. Реальные подробности жизни деревни воссоздаются в общей сдержанной гамме. Стремясь к достоверности во всем, Белов прибегает почти к документальной точности в обрисовке характеров и нередко превращает рассказ в очерк
Born into a peasant family in the village Timonikha Harovskaya Vologda Region. He studied at the School of factory training in Falcon Vologda region, worked as a carpenter, mechanic, electrician. After serving in the army (1952-1955) worked at the plant in Perm, then was an employee of the district Gaeta "Communard" (Vologda Region, 1956) , and from that time began to speak in print. In 1958 he was elected secretary of the regional committee of Komsomol in Gryazovets Vologda region, in 1959-1964 he studied at the Literary Institute. M. Gorky in 1963 was admitted to the Union of Writers of the poems SSSR.Rannie Belova bear the traces of the characteristic attitudes of the 1950s. (The period of the "thaw") emotional excitement at the time of social change, and the pathos of distance, new spaces, the search for a truly valuable in the world and in ourselves, thirst motion heroics. In this vein, developed a mass poetry of the time, which is diverse in common Belova verse: There is a man on the threshold to the alarming given idet.Vmeste with many lyricists of the 1950s young Belov in the "holy anxiety" in the struggle for social sees fit now the destiny of man, the only life worthy content (the poem "Russia", the poem "Komsomolsk Summer"). As a young man he left his native place, hastening to break out of a sedentary lifestyle and slow pace of rural life attractive to the brightness accelerated pace of life, diverse city. This step seemed joyous step to freedom, to the unprecedented opportunities, later in the poem, "What is singing harmony," the poet says about this: And then I do not grieve, Leaving the house nalegke.V "Carpentry stories" hero Konstantin Zorin (endowed with autobiographical traits) recalls how he parted with his village, "with all my heart … I hate it all. vowing never to come back here." But very soon the desire for "father's side" is that the dominant force that determines the fate of Belov and the direction of his work. The theme of "return" sounds in the first collection of poetry, "My village forest" (Vologda, 1961). The path of the heart of the homeland, to the "ground" to the house and the ground at Belova is not the way of memories, nostalgia contemplative. This is the path of intense artistic, linguistic work, which resulted from the 1960's in the books Belova recreates the world of the northern Russian village. Epic in its content and on how to image the world proniean lyricism of different shades: sorrow, bitterness, sadness, tenderness and gentle humor. The collection of stories "Sultry Summer" (Vologda, 1963) picture of rural everyday life unfold in an unhurried manner, which is subject to the Village calendar, Zacharias of Home Affairs, the flow of conversation. The actual details of the life of the village recreated in the general low-key scheme. Striving for authenticity in everything Belov resorted to almost documentary accuracy in the depiction of the characters and the story is often turns into an essay…